«Звезда Театрала»-2021: «Лучший режиссер»

Чуть больше месяца остается до момента, когда премия зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 объявит имена лауреатов. А пока на сайте продолжается голосование по шорт-листу, которое закроется в конце ноября. Сегодня рассказываем о претендентах на победу в номинации «Лучший режиссер».

Владимир Иванов «Мертвые души». Театр Вахтангова

Владимир Иванов не стал обращаться к инсценировке, созданной когда-то Булгаковым для мхатовских актеров, а совместно с Андреем Тупиковым создал свою сценическую версию «Мертвых душ». Жанр спектакля он определил как «галопад». По словарю времен Гоголя, это «особая пляска, в которой кавалер и дама, обняв друг друга, скачут вместе». «Вот так у нас два актера и скачут весь спектакль вместе, меняясь ролями,» — говорит режиссер, называя свои «Мертвые души» «гимном актерству и Театру». Он создает на сцене комедию масок, с помощью которых Мария Аронова перевоплощается то в Манилова, то в скрюченную Коробочку, то в пьяного Селифана. А вот она и ее сын Владислав Гандрабура становятся Чичиковыми, теперь — Гоголем. Владимир Иванов стремится объяснить зрителю, зачем главный герой скупал души и строит спектакль на 11-й главе «Мертвых душ», где писатель рассказывает о детстве и формировании личности Чичикова.

Юрий Бутусов «Сын». РАМТ

Юрий Бутусов поставил в РАМТе «Сына» Зеллера — пьесу, по его словам, о «вынужденных компромиссах, о необходимости соглашаться с тем, с чем не хочется». Режиссер показывает, как человек, не принимающий несправедливость, разрушает свою природу и веру в идеальный мир. Бутусов строит спектакль на глубочайшем психологизме, добавляя нотки мистики, абсурда и детектива, и предлагает увидеть не просто судьбу маленького Николя, но историю души человека, потому что подобные экзистенциальные вопросы стоят перед каждым из нас. Режиссер «отключает» бытовое звучание истории и заостряет ее. Для этого он использует прием «субъективной камеры» и показывает родителей и мачеху глазами сына, восприятие которого «преломляет» их образы. А там, где для выражения самых болезненных эмоций не хватает слов, Бутусов снова подключает музыку, становящуюся «продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж».

Константин Райкин «Плутни Скапена». Театр «Сатирикон»

Константин Райкин назвал спектакль «Плутни Скапена» примером «игрового театра высшего класса», в котором замечательные смешные изобретения сочетаются с мощным сатирическим и философским зарядом, непосредственно связанным с сегодняшним днем. Из средневекового текста режиссер создал искрометный музыкальный спектакль, добавив черты черно-белого кино про мафиози 1920–30-х годов, комедии масок (не буквальных, но сложносочиненных) и голливудского блокбастера. Райкин пользуется тем, что пьеса легко переводится в любое время и намеренно уходит «от «версалевских» париков и мольеровских штампов, которые удаляют от нас эту историю и превращают её в музейный театр». В его прочтении «Плутни Скапена» становятся криминальной комедией, а стилизация под эпоху итальянских гангстеров приближает спектакль к современности, сохраняя при этом временную дистанцию.

Проголосовать за номинантов «Звезды Театрала»-2021 можно здесь: шорт-лист.

Церемония вручения Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий