Чуть больше месяца остается до момента, когда премия зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 объявит имена лауреатов. А пока на сайте продолжается голосование по шорт-листу, которое закроется в конце ноября. Сегодня рассказываем о претендентах на победу в номинации «Лучший режиссер».
Владимир Иванов — «Мертвые души». Театр Вахтангова
Владимир Иванов не стал обращаться к инсценировке, созданной когда-то Булгаковым для мхатовских актеров, а совместно с Андреем Тупиковым создал свою сценическую версию «Мертвых душ». Жанр спектакля он определил как «галопад». По словарю времен Гоголя, это «особая пляска, в которой кавалер и дама, обняв друг друга, скачут вместе». «Вот так у нас два актера и скачут весь спектакль вместе, меняясь ролями,» — говорит режиссер, называя свои «Мертвые души» «гимном актерству и Театру». Он создает на сцене комедию масок, с помощью которых Мария Аронова перевоплощается то в Манилова, то в скрюченную Коробочку, то в пьяного Селифана. А вот она и ее сын Владислав Гандрабура становятся Чичиковыми, теперь — Гоголем. Владимир Иванов стремится объяснить зрителю, зачем главный герой скупал души и строит спектакль на 11-й главе «Мертвых душ», где писатель рассказывает о детстве и формировании личности Чичикова.
Юрий Бутусов — «Сын». РАМТ
Юрий Бутусов поставил в РАМТе «Сына» Зеллера — пьесу, по его словам, о «вынужденных компромиссах, о необходимости соглашаться с тем, с чем не хочется». Режиссер показывает, как человек, не принимающий несправедливость, разрушает свою природу и веру в идеальный мир. Бутусов строит спектакль на глубочайшем психологизме, добавляя нотки мистики, абсурда и детектива, и предлагает увидеть не просто судьбу маленького Николя, но историю души человека, потому что подобные экзистенциальные вопросы стоят перед каждым из нас. Режиссер «отключает» бытовое звучание истории и заостряет ее. Для этого он использует прием «субъективной камеры» и показывает родителей и мачеху глазами сына, восприятие которого «преломляет» их образы. А там, где для выражения самых болезненных эмоций не хватает слов, Бутусов снова подключает музыку, становящуюся «продолжение жизни, продолжение текста, который произносит каждый персонаж».
Константин Райкин — «Плутни Скапена». Театр «Сатирикон»
Константин Райкин назвал спектакль «Плутни Скапена» примером «игрового театра высшего класса», в котором замечательные смешные изобретения сочетаются с мощным сатирическим и философским зарядом, непосредственно связанным с сегодняшним днем. Из средневекового текста режиссер создал искрометный музыкальный спектакль, добавив черты черно-белого кино про мафиози 1920–30-х годов, комедии масок (не буквальных, но сложносочиненных) и голливудского блокбастера. Райкин пользуется тем, что пьеса легко переводится в любое время и намеренно уходит «от «версалевских» париков и мольеровских штампов, которые удаляют от нас эту историю и превращают её в музейный театр». В его прочтении «Плутни Скапена» становятся криминальной комедией, а стилизация под эпоху итальянских гангстеров приближает спектакль к современности, сохраняя при этом временную дистанцию.
Проголосовать за номинантов «Звезды Театрала»-2021 можно здесь: шорт-лист.
Церемония вручения Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.