«Звезда Театрала»-2021 объявляет «Легенд сцены»

Торжественная церемония вручения премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 состоится в Театре им. Вахтангова 6 декабря. По традиции, в этот вечер будут названы актерские и режиссерские работы, которые, по мнению зрителей, стали лучшими в минувшем сезоне (интернет-голосование проводится с июля по ноябрь на сайте журнала «Театрал»).

Однако уже сейчас (т.е. до церемонии) дирекция премии готова назвать имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены», награда в которой присуждается без голосования — по совокупности заслуг за вклад в развитие культуры и искусства.

В нынешнем году мнение дирекции и общественного совета премии было единодушным: лауреатами в самой почетной номинации стали Нина Ургант, Лия Ахеджакова, Юрий Григорович и Алексей Бородин.

Нина Ургант, народная артистка России

В наступающем году исполнится 60 лет с того момента, как яркая, острохарактерная, ни на кого не похожая актриса Театра им. Ленинского комсомола Нина Ургант получила свою первую роль в прославленной Александринке.

За спиной уже был богатый опыт и целая галерея сыгранных персонажей (особенно запоминающимися стали работы в спектаклях по произведениям Виктора Розова, Александра Володина и Юрия Германа), но Александринка задала новую планку и, как не раз отмечала актриса, «заставила двигаться к новым высотам».

Так, например, в 1958 году в Театре им. Ленинского комсомола Нина Ургант сыграла трогательную и самоотверженную девушку Нинуччи в спектакле «Никто» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Критики писали о трагическом потенциале актрисы, но, безусловно, в полной мере этот потенциал удалось реализовать уже в последующие годы в Александринском театре. Достаточно вспомнить Инкен Петерс в громкой для своего времени постановке спектакля «Перед заходом солнца» (1963), где партнером актрисы был выдающийся премьер Николай Симонов.

И все же, кого бы ни играла Нина Ургант, в ее героинях всегда проступало какое-то особое чувство скорби. Так было, например, в 1995 году в спектакле «Елизавета Английская» по пьесе Брукнера. «В Елизавете Нины Ургант нет пресловутой борьбы женщины и королевы, – отмечалось в одной из рецензий, – в этой Елизавете прекрасно уживаются и та, и другая. Ей по плечу великая власть и великое страдание. Она играет судьбами государств с такою же легкостью и королевской небрежностью, как с человеческими судьбами и сердцами».

Лия Ахеджакова, народная артистка России

Есть у Лии Ахеджаковой черта, которая всегда выделяла ее на общем фоне – обостренное чувство справедливости, небезразличное отношение к судьбе, к стране, к жизни отдельно взятого человека (вне зависимости от его регалий и степени заслуг). А отсюда та безграничная досада и порой отчаяние, которые всегда так отчетливо проступали в ролях (а позже и в интервью актрисы), словно Лия Меджидовна спешит любым способом предупредить зрителей от роковых ошибок, напомнить, что жизнь сама по себе – это чудо и несомненный подарок, а потому отравлять ее (даже элементарно на бытовом, семейном уровне) уже своего рода преступление.

К своей сценической судьбе актриса тоже всегда относилась в высшей мере ответственно. Зная, что природой ей уготованы роли преимущественно тюзовской травести, не смирилась с этим, не осталась наедине с судьбой и в 1977 году смогла перейти из Московского ТЮЗа в «Современник», где, собственно, и началась совершенно новая биография актрисы. Здесь она сыграла десятки острохарактерных, разноплановых ролей в спектаклях Галины Волчек, Романа Виктюка, Леонида Хейфеца, Николая Коляды и др.

«Безумно хочется удачи, – сказала Лия Ахеджакова в одном из интервью. – Но когда сваливается огромный успех, я почему-то становлюсь грустной. Очевидно успех – это не мое состояние. Мое – пораженчество. Я – пораженец по духу и нормально себя чувствую при этом – привыкла. Мне близки люди, которые не клюют с руки, достаточно трудные, не очень светские и не очень обласканные успехом. Мне с ними легче самой – это моя среда, которая меня греет».

Юрий Григорович, народный артист СССР

Творческая биография Юрия Григоровича началась более шестидесяти лет назад, когда он, уроженец северной столицы, выпускник Ленинградского хореографического училища, стал артистом балета Мариинского театра. Уже в двадцатилетнем возрасте он блистательно дебютировал на поприще хореографа, представив в ленинградском ДК им. Горького детский спектакль «Аистенок». С тех пор Юрий Григорович создал 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный» и «Золотой век». Более тридцати лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. За это время, по подсчетам самого мастера, во главе прославленного коллектива он совершил 96 гастрольных турне. Однако в 1997 году он из-за творческих разногласий с дирекцией оставил столь высокую должность.

В одном из интервью Юрий Григорович отметил: «В искусстве не бывает поступательного движения, нет закона, по которому с каждым столетием становится все лучше. А мне действительно посчастливилось – я работал с большими актерами, они составили славу театру, стали легендами: Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров, Нина Сорокина, Нина Тимофеева (она из Ленинграда пришла до меня), Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Владимир Левашов. Они уже были в Большом. В течение всей своей карьеры я высматривал талантливую молодежь на фестивалях и конкурсах. Надя Павлова, Нина Семизорова, Людмила Семеняка, Саша Годунов, Ирек Мухамедов. Большой тогда собирал все лучшее, что есть в балетном мире. В этом была политика театра. И, конечно, стечение обстоятельств – ХХ век подарил России созвездие замечательных танцовщиков. Колю Цискаридзе тоже я взял в театр».

Алексей Бородин, художественный руководитель РАМТа, народный артист России

Алексей Бородин человек команды, мыслит категориями единомыслия, дружеского локтя, общности устремлений. Его соратники – это, практически, его друзья. Но сам воздух РАМТа, сама атмосфера, в которой существуют все без исключения его работники, а не только близкие люди, способствует исключительно самостоятельному развитию и росту.

Своими учениками Бородин из года в год пополняет труппу РАМТа, и у его актеров есть особая интонация, своя манера. Замешанная на откровенной игре и в то же время предельной искренности чувств.

Временной отрезок, составляющий около сорока лет (а именно столько времени Алексей Бородин руководит Российским академическим молодежным театром), очень долог. За это время можно поменять паспорт, ибо в предыдущем на фото запечатлено совсем другое лицо. Но Бородину удается, меняя собственную «походку», развивая и варьируя направления театральных поисков, не терять при этом и свою физиономию, и облик РАМТа.

Принять участие в выборе фаворитов в сфере театра и кино можно до 30 ноября на официальном сайте премии. Билеты на торжественную церемонию здесь.

Церемония вручения Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий