Анна Никулина: «Поразительную энергию Григоровича все чувствуют сразу»

Народный артист России, всемирно известный балетмейстер Юрий Григорович награждён «Звездой Театрала» в самой почётной номинации — «Легенда сцены». Награду за лауреата получила прима-балерина Большого театра Анна Никулина.

— Вы часто работаете с Юрием Григоровичем. Какими были ваши первые роли в спектаклях мэтра Большого?

— К Юрию Николаевичу я испытываю особое уважение. Моя профессиональная карьера началась именно с его постановок. В 19 лет я уже танцевала в «Лебедином озере» Григоровича, потом меня взяли в «Щелкунчик» и в «Золотой век» — всё это произошло всего за три года. В «Золотом веке» я сначала танцевала Люську — это вторая роль, но эту партию я репетировала именно под руководством Юрия Николаевича. (Потом, уже через 10 лет, мне дали главную роль — Риту). Юрий Николаевич, конечно, привык работать с более опытными артистами. Но мне он уделял много внимания. Мы даже специально ездили репетировать в балетное училище, если в театре не было свободного зала.

— Почему Юрий Николаевич не смог приехать на церемонию вручения?

— Юрий Николаевич уже несколько лет не приходит в театр из-за пандемии. Сейчас он находится в санатории, чтобы избежать инфекций. Речь идёт не только о ковиде. Конечно, сейчас нам очень не хватает Юрия Николаевича в театре, но, разумеется, я понимаю, что в его возрасте нужно себя беречь.

— Какие эмоции вы испытали, когда поднимались на сцену, чтобы получить награду?

— Очень почётно и приятно получать награду для Юрия Григоровича. Мне очень понравилась церемония, организация, тёплая, душевная атмосфера. Отдельное спасибо хочется сказать ведущим за их живое общение с залом. Я немного боялась выходить на таком ответственном мероприятии на сцену, но это оказалось не так страшно, как я предполагала.

— Григорович строг в работе с артистами?

— Когда Юрий Николаевич приходил в Большой, все сразу чувствовали его поразительную энергию. Ему не нужно для этого кричать или запугивать артистов. Одним своим присутствием он подчиняет себе танцоров, которые не боятся его, а преклоняются перед его талантом. Понятное дело, Юрий Николаевич требователен и строг ко всем участникам спектакля. У меня как-то был прогон «Ромео и Джульетты». В конце, во время адажио, Григорович стал кричать: «Плохо! Плохо! Плохо!» У меня душа ушла в пятки. Я подумала, что плохо танцую и меня сейчас снимут с роли (такое может случиться даже на генеральном прогоне). Но потом Юрий Николаевич сказал: «Плохо свЕтите!» И я сразу почувствовала такое облегчение, что он ругает не меня. Казалось бы, свет в принципе не может падать плохо, но, Григорович всегда очень скрупулёзно относится к созданию спектакля. В балете вообще сложно поставить свет: с одной стороны, всех должно быть видно; с другой стороны, свет не должен светить артистам в глаза.

— Какие качества, на ваш взгляд, отличают Григоровича от других балетмейстеров?

— Первый балет «Аистёнок» Юрий Николаевич поставил в 18 лет. Как такой молодой человек мог поставить трёхактный балет — для меня остаётся загадкой. Отличительная черта Григоровича — это особенное восприятие балета: он сразу видит конечный продукт, цельный спектакль. Очень немногие балетмейстеры могут почувствовать спектакль целиком. Даже мы, артисты, видим только конкретное движение, а он видит всю картинку, будто смотрит спектакль из зала. Если взять балет Григоровича «Спартак» — там всего по шесть воинов с каждой стороны, то есть, не так много человек на сцене, но хореография поставлена так, что зрителю кажется, будто он видит огромное войско.

— На что Юрий Николаевич обращает особое внимание во время репетиций?

— Юрий Николаевич — один из немногих балетмейстеров, который очень трепетно относится к выбору костюмов. Многие спектакли он делал совместно с Симоном Вирсаладзе. У них был замечательный творческий тандем. Причём, опять же большую роль здесь играет гениальная способность Григоровича видеть только начинающий зарождаться спектакль как единое целое. Даже если посмотреть на костюмы того же самого «Спартака»,  ничего особенного вблизи не увидишь — обычная мешковина, одноцветные лоскуты, но из зрительного зала костюмы смотрятся потрясающе и очень органично вписаны в балет. То же самое с белыми пачками в «Баядерке» или платьем главной героини в «Спящей красавице» (над костюмами для этих спектаклей работали уже другие художники) — ничего особенного вблизи и очень эффектный наряд при взгляде из зала. Очень внимательно Григорович также относится и к свету. Он даже проводил специальные световые репетиции. Обычно это было ночью, чтобы не мучить артистов. Иногда кто-то из помощников держал костюм, чтобы понять, как на него падает свет. Но опять же я не представляю, как можно с точностью до секунд распределить этот свет на разные объекты. На мой взгляд, именно в трудоспособности Григоровича, его умении максимально выкладываться во время работы, и заключается успех его постановок. Я не думаю, что зрители вдруг перестанут ходить в Большой на «Спартака», поставленный Григоровичем ещё в 1960-е, или на «Лебединое озеро», которое в постановке Юрия Николаевича идёт около 20 лет. Это нестареющая классика.

Церемония вручения Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2021 проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий