Дневник фестиваля: пластическая драма, предметный театр и «Прекрасное воскресенье для пикника»

Четвертый день фестиваля «Мир русского театра» вновь обратил участников форума из Швейцарии, Англии, Тайланда и других стран к образовательной лекционной программе и к обсуждению спектаклей дня.

Начался фестивальный день с онлайн-лекции «Пластическая драма: новая жизнь старинного жанра». Лектором выступила Светлана Наборщикова, доктор искусствоведения, профессор кафедры современной музыки Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского. Светлана погрузила слушателей в историю развития пластических жанров, особенности терминологии мастерства и представила саму эстетику пластической драмы.

«Я бы озаглавила тему нашей лекции так: «Пластическая драма в современном русском театре. Эстетика, стилистика, прием». Тема актуальна для нашего фестиваля. … Нам нужно начать с терминологии. Нужно понять, что мы обсуждаем, поскольку пластическая драма как явление обозначалась и обозначается по-разному. Что мы можем услышать? Драматическая пантомима, пластический спектакль, пластический театр, театр движения, физический театр, драматический балет, драматический речитатив и, наконец, спектакль без слов, — рассказывала педагог. — Что касается пластической драмы, то этот термин стоял у истоков осознания явления этого самостоятельного жанра. Впервые термин «пластическая драма» появился в 1915 году в журнале «Аполлон» в статье Юлии Леонидовны Слонимской, актрисы, переводчика, поэта, которая занималась балетной критикой уже будучи в эмиграции. И в этом очень популярном историческом журнале в статье «Неизданная рукопись Новвера» Слонимская описывает забытый образ знаменитого балетмейстера XVIII века, который превратил балетное увеселение, преимущественно чисто танцевальное, в классическую драму и стал вдохновителем современного балета».

Далее участники фестиваля приступили к обсуждению спектаклей смотра. Первой на суд экспертного совета была вынесена постановка Центра интернационального театра из Флоренции – «Творения» в постановке Ольги Мельник. Этот спектакль – бумажное творение, раскрывающее жанр предметного театра, необычного для русской школы, что особенно впечатлило экспертов.

Марина Райкина, эксперт фестиваля и театровед, отметила, что в этой работе ее особенно порадовал поиск новой театральной формы, ее идея и воплощение: «Я очень люблю предметный театр, который вырос из кукольного. И мне показалось, что с самого начала очень хорошо проявляется метафоричность спектакля. В нем нет предметных заготовок! Поэтому сама идея, конечно, заслуживает и уважения, и аплодисментов. Это такая смелость! Вообще, мне кажется, что программа фестиваля этого года включает в себя концептуальный подбор. Да и сегодняшний день – это отчаяние людей, которые бросаются в авантюру. Этот спектакль – одна из авантюр для меня».

После эксперты перенеслись в Лондон, чтобы направить свой взор на спектакль «Сватовство» от Theatre Group «Goodge street». Постановку на фестивале представляла создательница театра и автор представляемой пьесы Татьяна Диттрич. Осебенно ценный комментарий Татьяна получила от эксперта Андрея Максимова, как «от драматурга драматургу».

«Замечательная пьеса! Я не могу сказать, что прочитал весь политический замысел постановки, но мне это было не очень важно. Я не просто драматург, я драматург, который многократно ставил собственные пьесы и чужие. И здесь я не обратил внимания на то, что это ставили не Вы, Татьяна. Я приготовил свою речь, как коллега коллеге, как драматург-режиссёр, драматургу-режиссёру, — рассказал Андрей Маркович. — Я понимаю проблему, когда драматургу важно, чтобы весь его текст был донесен до зрителя. И мне показалось, что в этой постановке драматург победил режиссера. Но в театре другие законы донесения текста, с моей точки зрения. Поэтому именно театральности в этой постановке мне не хватило. Мне не хватило режиссерских придумок, мне не хватило театральных решений, не просто разговорных, а театральных. Всё, что касается пьесы – у меня нет вопросов. В ней есть такое время тревожности, какой-то, в хорошем смысле слова, болотистости, нетвёрдости. Все герои как-то нетвёрдо стоят. И это мне очень понравилось. Там есть характеры, там хороший текст, всё хорошо!».

Завершилось обсуждение фестивального дня разбором спектакля по пьесе Теннеси Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника» Театра сценической классики из Швейцарии. Ольга Егошина, театральный критик и доктор искусствоведения, как эксперт, посоветовала руководителю театра Людмиле Майер-Бабкиной не бояться экспериментов в работе над сценическим пространством этого спектакля. Ведь к тому обязывает сама драматургия Уильямса.

«Мне кажется, оглядываясь на историю постановки этой пьесы, она всегда становилась полем битвы. В спектаклях всегда были четыре солистки, которые тянули одеяло со всех сторон на себя. Думаю, это очень удручающее положение для режиссера, когда одна актриса мешает жить другой. И здесь мне очень понравилось, что я впервые увидела актрис, которые не соперничали друг с другом. Я вдруг впервые почувствовала в пьесе Уильямса некоторую близость. В этом есть хорошие смыслы, — поделилась эксперт. — В этой сложившейся четвёрке актрис я бы всем посоветовала взлететь на градус существования собственной героини. Наверное, это единственная возможность поэкспериментировать, хотя бы на репетициях попробовать. А если чуть острее? А если не бояться? А если забыть про быт и всё-таки вспомнить, что это работа Уильямса, где герои выплескиваются и обжигают? Так что я Вас поздравляю, потому что, действительно, эта пьеса – хорошее испытание для общих режиссерских решений».

Напомним, посмотреть спектакли фестиваля можно бесплатно в любое время в даты фестиваля на официальном сайте проекта и на интернет-площадках журнала «Театрал» в соответствующих плей-листах:

Фестиваль «Мир русского театра» учрежден журналом «Театрал» и проводится Некоммерческим фондом «Мир Театрала» при поддержке Фонда президентских грантов.

Официальная социальная сеть – Одноклассники.
Официальный информационный партнер – информационное агентство России ТАСС.
Официальный радио партнер – Радио «Культура» 91,6 FM.

Информационные партнеры фестиваля: информационный портал «Культура РФ», межгосударственная телерадиокомпания «Мир», издание «Евразия сегодня», сайт для заботливых родителей «Отдых с детьми», портал Musecube, Радио KULT, проект «МосКультУра», интернет-журнал Global City и портал «АртВести».

Добавить комментарий