
Суммарно почти 2,5 миллиона просмотров набрали десять спектаклей, представленных на онлайн-фестивале «Мир русского театра». В течение недели их записи доступны на сайте и в соцсетях журнала «Театрал» (YouTube, ВКонтакте и Одноклассники). Итоги смотра подвели на круглом столе «Русскоязычные театры за рубежом: реалии и перспективы».
В числе экспертов, с которыми из года в год работает команда фестиваля, – редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина, журналист, писатель и режиссёр Андрей Максимов и театровед, профессор Школы студии МХАТ Ольга Егошина, которая успела еще на последний очный смотр в Берлине и может представить себе разницу онлайн- и офлайн-форматов.
«Ощутить тактильно, что такое театр», с экранов, конечно, нельзя. Но можно смотреть друг на друга, общаться, обмениваться опытом, слушать лекции и подключаться к мастер-классам. Параллельно идут встречи и обсуждения спектаклей с экспертами и участниками фестиваля, что тоже фантастически интересно. «Театральному человеку важно ощутить себя частью большого сообщества. Убедиться, что ты со своим театром живёшь не на острове, где вокруг – одни островитяне, которые ходят на спектакли, а что ты и твой коллектив – часть большого процесса. Это же невероятно важно понимать, что не один ты алхимик, а вы все вместе ищете философский камень или эликсир вечной жизни».
В рамках образовательной программы все участники форума настроились на правильное дыхание и поработали над одним из главных инструментов артиста – голосом – на мастер-классе Жанны Матевосян, педагога по сценречи в Высшей школе деятелей сценического искусства им. Дадамяна. А хореограф-постановщик Смоленского государственного камерного театра Александра Иванова провела с ними занятие под названием «Театральная педагогика: упражнения, игры, рекомендации», с тренингами по расслаблению мышц, свободе движения и работе в команде в пространстве сцены.
Завершила образовательный блок онлайн-лекция «Пластическая драма: новая жизнь старинного жанра». Светлана Наборщикова, профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского, рассказала об эстетике, стилистике и приемах пластической драмы в современном российском театре, а также об истории развития жанра, который обозначается по-разному: драматическая пантомима, пластический спектакль, пластический театр, театр движения, физический театр, драматический балет, драматический речитатив и, наконец, спектакль без слов.
Тема актуальная для фестиваля, учитывая, что программе этого года – два невербальных спектакля: чеховские «Три сестры», переведенные на язык пластики командой театра движения GLAZA (Париж), и «Творения» Центра интернационального театра (Флоренция), где актерское трио работает с бумагой, с её помощью создает персонажей и несколько глав истории про творцов. Это ноу-хау онлайн-феста. «Вызов всем, кто сегодня считает, что театр – это, в первую очередь, бухгалтерия, а театр – это, конечно, идея и её воплощение». Здесь маленькое театральное чудо рождается на глазах буквально из ничего – из бумажных обрывков. По мнению участников смотра, это смелость, заслуживающая аплодисментов. Концептуальное решение людей, которые бросаются в авантюру и «работают без страховки».
Эксперты признают: фестиваль с каждым годом растёт – всё больше заявок, всё шире круг участников, и потому всё сложнее выбирать. Но критерии отбора не меняются. Первый и самый главный – это, конечно, качество спектакля и съемки. Но не менее важно разнообразие, поскольку фестивальная программа – сама по себе некоторое произведение. «Здесь есть и классика, и современные авторы, есть и музыкальные театры, и драматические, есть и многофигурные, и маломасштабные постановки, – отметила Ольга Егошина. – Ну и еще один критерий – географический. Очень хочется представить многообразие русских театров, чтобы, просто глядя на карту фестиваля, все понимали, что это не только Россия и близлежащие страны, а действительно весь мир».
В этом году в фестивальной афише впервые представлен русскоязычный театр из Таиланда, организованный всего полтора года назад. Сначала это была группа из 10 человек, а сейчас – уже большое театральное комьюнити: 80 учеников, от 3-х лет до 55-ти, и основной актерский состав. За первый год они сыграли 33 спектакля. Кроме театра ARTVISION, к онлайн-фесту присоединился театр «Остров» с Кипра и театр движения GLAZA, основала который Полина Ребель – в прошлом солистка камерного балета «Москва», хореограф и режиссер по пластике целого ряда постановок в Театре им. Ермоловой и Театре им. Пушкина. В Париже она собрала свою команду, с которой делает спектакли на невербальном языке. Еще два новых участника – сербский «Камон-камон-театр», который появился в 2023-м благодаря ученику Иосифа Райхельгауза Дмитрию Зенкову, и театр Goodge Street, организованный Татьяной Диттрич, драматургом и преподавателем истории в Лондонской школе русского языка и литературы.
«Мы стремимся к тому, чтобы в программе обязательно были и спектакли для семейного просмотра, поэтому непременно выбираем и детские постановки», – подчеркнул Валерий Яков, говоря о критериях отбора. В этот раз зрители и эксперты фестиваля смогли оценить музыкальную сказку «Дюймовочка» театра «Остров» и фольклорную «Снегурочку», где играют артисты-подростки Театральной студии Юлии Ващенко из Валенсии. «Мне показалось совершенно невероятным, что в солнечной Испании делают такую вещь. С моей точки зрения спектакль не имеет никакого отношения к Островскому. Это просто про другое. Марк Захаров когда-то сказал, что всегда первым делом надо понять: интересно или нет. Если интересно – разговариваем дальше. Мне было интересно», – поделился впечатлениями член экспертного совета Андрей Максимов. Ну, а в отношении «Дюймовочки» были только слова восторга: «Здесь столько всего придумано! <…> Когда-то Римас Туминас сказал, что хороший спектакль – это очень просто. Это внятная история, рассказанная со вкусом. Гениальное определение. Вот оно – про вас». «Этот спектакль будто сделан по «театральной азбуке», – согласилась Марина Райкина. – Здесь всё замечательно с самой первой сцены. Нет ни одного «провиса». Хотя маленькие дети в театре – это всегда зона риска».
Одним из главных событий фестиваля – и открытий для экспертного совета – стал первый спектакль театра ARTVISION «Оскар и Розовая Дама». Драма здесь соединилась с предметным театром: экс-артист Et Cetera Николай Молочков, в роли умирающего мальчика, работает с большими куклами, и они «играют неожиданную роль, создают особую атмосферу и язык». «Я думал, они будут детьми, но это вовсе даже не дети, – отметил Андрей Максимов. – Не в каждом спектакле есть свой язык, но в вашем – он есть». И главное, что эта работа дает какую-то надежду, несмотря на то, что рассказывает про смерть, она «открывает небо, а не закрывает», как и должно делать любое талантливое произведение. «Мне хотелось, чтобы после просмотра люди пришли домой и обняли своих детей, посмотрели на мир, как в первый раз», – сказала режиссер и основатель театра Татьяна Квитко.
Уже второй год подряд в смотре участвовал Театр сценической классики из Цюриха, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». На этот раз со спектаклем «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Теннесси Уильямса, которую Людмила Майер-Бабкина ставила еще на курсе в ГИТИСе – и сам Анатолий Эфрос похвалил ее работу. Это всё время было «творческим раздражителем» – поводом еще раз прикоснуться к материалу. Ну а к возвращению на онлайн-фестиваль мотивировало другое: «Наш русский зритель дал нам импульс продолжать верить в страну, её духовность, приверженность в любых обстоятельствах оставаться людьми, у которых есть душа, есть понятие собственной идентичности, – сказала Майер-Бабкина. – Мы это обсуждали с актёрами. Я уверена, что они ждали возможности представить наш спектакль. Потому что в нем есть ощущение причастности к чему-то большему, чем та обыкновенность, в которой мы живём. Это, в общем-то, чувство Родины. Не ностальгия, а что-то совсем другое. Философское ощущение того, что мы всегда и везде останемся русскими, носителями нашей культуры, настолько мощной, что без неё нельзя жить».
«Мир русского театра» демонстрирует не только спектакли, но и совершенно уникальное отношение к своему делу, к театру, в который люди вкладываются во всех смыслах, практически не имея в странах своего проживания никакой финансовой поддержки, ни государственной, ни грантовой. Это энтузиасты, которые несмотря ни на что продолжают любить русский театр, русскую литературу, русскую культуру в целом и остаются её проводниками, что сейчас действительно сложно. Как отметил президент фестиваля Валерий Яков, «они не просто делают спектакли – они создают вокруг себя сообщество неравнодушных людей: это детские театральные студии, это актёрские курсы для взрослых, которые хотят приобщаться к русскому театру». Фестивальная площадка, где они могут собраться, не взирая на все границы, санкции, «отмены», показывает, что у русскоязычных коллективов за рубежом несомненно есть своя ниша – и, безусловно, свой зритель, что подтверждается большим числом просмотров спектаклей-участников на интернет-площадках журнала «Театрала». Причем каждый год этот показатель бьет новые рекорды – если в прошлом году спектакли фестиваля посмотрели около семисот тысяч зрителей, то нынешний «Мир русского театра» посетили уже почти два с половиной миллиона человек!
«С каждым годом уровень работ, вошедших на фестивальную программу, растёт, – сказал на завершающем обсуждении Андрей Максимов. – Не знаю, связано ли это с тем, что участники фестиваля общаются, смотрят работы друг друга и учатся, может быть, подсознательно… Но плохих спектаклей всё меньше, а блестящих – всё больше. Не просто хороших, а именно блестящих».
Напомним, все десять спектаклей онлайн-феста еще можно увидеть в эти выходные на официальном сайте проекта и на интернет-площадках журнала «Театрал» в соответствующих плей-листах Одноклассники, ВКонтакте и YouTube.
Фестиваль «Мир русского театра» учрежден журналом «Театрал» и проводится Некоммерческим фондом «Мир Театрала» при поддержке Фонда президентских грантов.
Официальная социальная сеть – Одноклассники.
Официальный информационный партнер – информационное агентство России ТАСС.
Официальный радио партнер – Радио «Культура» 91,6 FM.
Информационные партнеры фестиваля: информационный портал «Культура РФ», межгосударственная телерадиокомпания «Мир», издание «Евразия сегодня», сайт для заботливых родителей «Отдых с детьми», портал Musecube, Радио KULT, проект «МосКультУра», интернет-журнал Global City и портал «АртВести»

