«Нас старательно запихивают в тупики заблуждений»

В понедельник, 15 апреля, в киноклубе «Эльдар» состоялся традиционный благотворительный вечер журнала «Театрал» и премии «Звезда Театрала». Одним из главных героев стал художественный руководитель театра «У Никитских ворот», народный артист России Марк Розовский.

— Марк Григорьевич, неделю назад вы отмечали день рождения. Вам исполнилось 82 года…

— Если посмотреть справа налево, то мне 28. А в прошлом году было 18…

— По традиции в свой день рождения вы проводите отрытые уроки для молодежи. И в этом году вы себе не изменили: у вас тоже был открытый урок, на котором вы рассказывали о замечательном актере первой половины прошлого века Михаиле Чехове. В этот раз, кроме студентов театральных вузов, к вам пришли еще студенты факультета журналистики МГУ, вместе к которым журнал «Театрал» открыл спецкурс театральной журналистики. После этой встречи вы почувствовали отклик со стороны молодежи, у которой сейчас совсем другие ритмы, другие герои и авторитеты? Кому это сегодня нужно?

— Ваш вопрос мне напомнил историю, случившуюся с поэтом Михаилом Светловым, который выступал во время войны на фронте. Вдруг началась бомбежка – и все разбежались. А Михаил Светлов не мог прервать стихотворение и продолжал читать. Когда закончилась бомбежка, к нему подошел политрук и спросил: «Что вы почувствовали, Михаил Аркадьевич?» И он гениально ответил: «Я почувствовал, что в этом стихотворении есть длинноты».

Ну, вот, наверное, я то же самое чувствовал, когда проводил мастер-класс. Почему? Нужно ли это сегодня? Конечно, нужно! Во-первых, творчество Михаила Чехова – высшее достижение актерского мастерства. Оно не может быть забыто. Чехов написал книги, создал свой метод, продолжающий систему Станиславского. Его труд о технике актера – моя настольная книга. Просто я признался на старости лет, что Михаил Чехов был моей путеводной звездой в течение всей жизни. Он вобрал в себя и театр переживания, и театр представления, на перекрестке которых по сей день существует весь современный театр. Мы не должны забывать об этих сокровищах русской театральной культуры, и Михаил Чехов – олицетворение такого рода ценностей. Он мастер импровизации, мастер легкой, но в то же время очень серьезной игры, требующей духовного поиска, духовного усилия. Это великий русский интеллигент. Очень хочется, чтобы мы не забыли его творчество и следовали его советам. Его опыт актерской игры нам необходим.

— Вы как-то сказали, что высшее искусство должно быть трогательным. Чем сейчас можно затронуть душу молодого зрителя?

— Я пытаюсь отстаивать человечность. Если в театре нет сочувствия, трогательности, волнения, смеха и слёз, нет сопереживания судьбам героев, то это не русский театр, а театр знаковый, формальный, театр без человека. И актеры должны за это хвататься. Очень важно, чтобы на сцене были разноплановые персонажи, чтобы каждый характер был единственным и неповторим, интересным зрителям своими парадоксами и непредсказуемыми изъявлениями.

— Вы относитесь к поколению шестидесятников. Это очень мужественные люди, которые добивались права говорить о свободе, призывать к свободе, творить. Их было немного, но в конечном итоге они победили. Сейчас опять наступило время «заморозков», «зубастый» театр куда-то пропал, и разговор опять уходит на кухню. Почему так происходит?

— Я бы не сказал, что сегодня театр совершенно беззуб. Иногда и за классику попадает, и скандально закрывают спектакли. Все это очень больно, ведь мы живем сегодня вроде как в бесцензурное время. Да, мы, конечно, ощущаем вот это давление, но это что-то такое кафкианское. Цензура, безусловно, себя порой проявляет, что полностью противоречит нашей Конституции. Цензура придумывает неких активистов, которые подкидывают свиные головы к дверям Московского Художественного театра, снимает директора Новосибирского театра… Здесь можно привести сотни примеров. Все это говорит о торжестве чиновничьего подхода к театральному искусству. Этому надо противиться. Настоящие люди театра защищают честь и достоинство каждым своим спектаклем.

Что касается беззубости, то в советское время было много вранья и называлось все это политическим театром. Было много конъюнктуры, псевдопатриотизма. К сожалению, все это имеет место быть и сегодня. Но пусть каждый отвечает за себя. И я могу сказать, что каждый мой спектакль – акт изъявления моей совести. Артист – это тоже не вторичная профессия, и если он участвует во вранье, то это обязательно скажется на его дальнейшей карьере. Даже если артист очень талантлив, то в конечном итоге он окажется бездарным или же скучным. Я в этом много раз убеждался. Надо себя огораживать от этих возможностей. У каждого есть выбор.

В советское время все было вопреки, поэтому возникали художники, которые как стойкие оловянные солдатики противостояли режиму и вранью и были честны. Это было подвижничество, проявление гражданской позиции. В этом смысле русский театр и сегодня конечно должен руководствоваться словами Николая Васильевича Гоголя, что театр – это некая кафедра, с которой людям можно сказать много добра. Часто мы не пользуемся этой возможностью. Вроде бы мы свободны, так скажи правду! Ан нет: не хватает дыхалки, не хватает гражданского мужества. Таланта может быть много, а ответственности хватает не всем. Поэтому очень много безделушек и пустотности в театре. И это очень обидно. В театре «У Никитских ворот» мы пытаемся делать спектакли, которые были бы интересны не только мне самому, но и зрителям. Поэтому наш театр существует уже 36 лет, и он полон всегда.

Конечно, шестидесятые — это годы освобождения общественного сознания. Возьмем Булата Окуджаву. Его стихи — не просто лирические произведения, а очень мужественные акты, настоящие человеческие поступки. К примеру, его антисталинский цикл. Это же потрясающие стихи! Их надо знать каждому человеку! Но что я вижу? Не знают, не понимают, не ведают, не слышат! Темнота! Это страшно! Это значит, что сталинщина обязательно придет к вам. Это моя боль, поэтому я говорю честно. Я пытаюсь своим артистам рассказать о той правде, без которой жить невозможно в XXI веке. У нас же все время врут со всех сторон, этот ящик проклятый… А как быть театру в этой ситуации? Что делать театру, если общество еще недостаточно гражданское, если столько заблуждений, которые не способствует нашему шагу вперед? Казалось бы, давайте шагнем, наконец, к свободе! Нет, нас все время тащат назад в наше проклятое прошлое.

— Но вы-то как раз нашли ответ на этот вопрос. В театре «У Никитских ворот» несколько лет назад был поставлен спектакль «Папа, мама, я и Сталин» по вашей автобиографической книге. Сталинизм прокатился по каждой семье, тем не менее сегодня мы все чаще слышим новые инициативы по увековечиванию имени тирана. Вот в Новосибирске решили поставить ему памятник, а Волгограду предлагают вернуть прежнее название. Как вы относитесь к бесконечной тоске нашего народа по тирану и палачу?

— Сталин – абсолютное зло, антихрист. Это то, что Достоевский называл бесовщиной и мракобесием. Я противник всякого насилия, и каждый человек русской культуры стоит на тех же позициях. Конечно, у пацифизма нет никаких шансов. Но это не значит, что мы должны стоят на позициях милитаризма. Сегодня идея милитаризма навязывается обществу. Все время идут какие-то угрозы, все время мы возбуждаемся от того, что враги вот-вот на нас нападут и нужно готовиться к тому, чтобы лечь в ямку на случай ядерного взрыва. Все это противно. Все это делает народ заложниками пропагандистского оглупления. Нас старательно запихивают в тупики заблуждений. Это очень печально и опасно. Достоевский, Толстой, Чехов были противниками любого насилия. Вот я с ними. Но я никак не могу понять своего современника, который время от времени надевает камуфляжную форму, едет в Донецк, стреляет из автомата Калашникова, а потом на всех телеканалах рассказывает о том, как он там защищал русский язык. Это не по мне. Это говорит о том, что спутаны ориентиры, что есть зло, а что добро. Очень опасный путь, когда все слои населения подвергаются такой оголтелой обработке. Я хочу спросить, наши дети будут воевать? Будут гибнуть? За что? За кого? Их дети не будут гибнуть!

В заключение я хочу выразить слова благодарности редакции журнала «Театрал». Каждый номер я встречаю с большим любопытством, потому что там всегда есть что почитать. Мы все очень разъединены, а журнал «Театрал» нас объединяет. А если есть единство общего дела, то это прекрасно. Но еще что меня удручает? Вечер «Театрала» благотворительный, а меценатства в нашей стране как не было, так и нет. Есть только видимость Закона о меценатстве. Так что, расчет только на доброту людей, на то, что они могут прийти, вы можете собрать какие-то средства, помочь нашим коллегам, попавшим в беду. Это очень благородная затея и дай вам Бог за то, что вы это делаете, а не просто провозглашаете!

Часть собранных средств с этого вечера пойдет в помощь Риты Тереховой, с которой мы знакомы очень давно. Я когда-то писал сценарий для фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» и после съемок мы довольно часто встречались, веселились и ничто не предвещало беды. Рита красавица, богиня. Перед ней преклонялся сам Андрей Тарковский. И у нас в роли Миледи она действительно блистала, демонстрируя высший класс женского артистизма. Ослепительная женщина и актриса с шармом и большим достоинством, редким во все времена.

Напоминаем, что средства от продажи билетов на благотворительный вечер «Театрала» будут перечислены народной артистке России Маргарите Тереховой и актеру театра и кино Андрею Харитонову. Благодарим всех зрителей, принявших участие в нашем проекте.

Добавить комментарий