Протестное голосование

За 13 лет существования премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» не было ещё ситуации, чтобы голосование проходило в столь «экстремальных» условиях. О пандемии, набившей оскомину, рассуждать, понятно, можно часами: всепроникающий вирус оказался сильнее многих людей, разрушил творческие замыслы, сорвал премьеры, унёс жизни целого ряда первоклассных деятелей сцены, остановил фестивали, поставил десятки театров (в особенности, частных) на грань выживания. И отступать, похоже, пока не собирается.

По идее, дирекция премии «Звезда Театрала» могла отменить торжественную церемонию в этом году. И, наверное, номинанты и зрители встретили бы это решение с пониманием (а, возможно, даже с сочувствием). Осенью на многочисленных редакционных планерках столь острый вопрос поднимался не раз. Тем более что организовать церемонию (да ещё и при заполняемости зала на разрешённые 25%) – удовольствие не просто дорогостоящее, но ещё и априори трудновыполнимое: как награждать лауреатов в условиях вынужденной самоизоляции? Как при закрытых границах доставить из Чехии целую партию эксклюзивных статуэток от старинной мануфактуры Rudolf Kumph? Как быть с номинантами, которые достигли отметки «65+»? Не говоря уже о «Легендах сцены», чей почтенный возраст, согласно предписаниям Роспотребнадзора, не предполагает излишней суеты, глубоких вздохов и праздничных телодвижений.

Ницше однажды сказал: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». В условиях вынужденных ограничений фраза сегодня звучит с каким-то особым спасительным смыслом. Собственно, мысль, заключенная в ней, и дала «Театралу» надежду на то, что мероприятие следует проводить вопреки «отягчающим обстоятельствам».

«Мы хотим сказать спасибо всем, кто верил, что 13-я церемония главной зрительской премии «Звезда Театрала» состоится вопреки цифре 13, вопреки ковиду и всем проблемам, с ним связанным. Особые слова благодарности – нашим зрителям, читателям и друзьям, которые вопреки всем проблемам нынешнего года активно номинировали и голосовали за любимые театры, актеров и режиссеров», – сказал на открытии церемонии президент премии, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков.

Впрочем, есть и еще один очень важный нюанс. «Звезда Театрала» зарождалась в 2008 году как интернет-премия (онлайн-голосование – ее важнейший мотор). А в сезон, увенчавшийся пандемией, интернет-пространство стало и вовсе прибежищем для большинства театров, ведь такого количества всевозможных активностей – от онлайн-премьер, мастер-классов и режиссерских лабораторий до симфонических концертов, флэшмобов и перформансов – не было еще никогда. (На этой волне зрители, кстати, предложили создать спецноминацию «Лучший артОтвет пандемии», о чем разговор пойдет ниже).

Но главное, что голосование в нынешнем году проходило с каким-то немыслимым напором, словно лишившись возможности регулярно посещать театр, зрители устремились воздать ему свою любовь – поддержать в тяжелую минуту любимых артистов и режиссеров.

В каком-то смысле для «Звезды Театрала» наступил, можно сказать, «звездный час», поскольку актуальность премии в ее стремлении укреплять мосты между театром и публикой только лишь возросла. Однако на фоне всех потрясений, выпавших на долю театра, эта мысль звучит отчасти тревожно и потому не будем ее развивать: все нужные акценты в столь страшной войне с вирусом история расставит сама.

* * *
Несмотря на все тенденции и нововведения, главная интрига зрительской премии осталась такой же, как и в предшествующие годы. Когда в шорт-лист попадают работы одна лучше другой, – не знаешь даже, за кого болеть. И потому интереснее, кому все-таки зритель отдаст свое предпочтение.

В самом деле, можно ли сравнивать спектакли «Завещание Чарльза Адамса» «Мастерской Петра Фоменко», «Пер Гюнт» Театра им. Вахтангова и «Ревизор» Театра Олега Табакова, оказавшиеся в номинации «Лучший спектакль. Большая форма»? Каждая из этих постановок, несомненно, достойна победы.

«Звезду Театрала» упрекали не раз: дескать, онлайн-голосование – история массовая, в то время как настоящий театр строится на элитарности, и потому логично, когда на том или ином фестивале решение выносит не публика, а жюри. Сразу понятны «критерии», почему победил тот или иной спектакль, почему лавры достались тому или иному режиссеру.

Однако дирекция премии «Звезда Театрала» убеждена, что спорить тут сложно, ведь и жюри любого масштабного фестиваля и конкурса тоже всякий раз оказывается перед сложнейшим выбором: как выбрать лучших из лучших. Обиды (или хотя бы удивленные вопросы) все равно неизбежны…

По итогам онлайн-голосования лучшим спектаклем сезона стал абсолютный хит Мастерской Петра Фоменко «Завещание Чарльза Аддамса». Отправной точкой черно-белого спектакля фоменок был немой кинематограф и картины в стиле арт-нуар, детективы сэра Хичкока и готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. Ну и, конечно, Чарльз Аддамс – автор комиксов и «Семейки Аддамсов». Режиссер Олег Глушков, художник-постановщик Вадим Воля и Ольга-Мария Тумакова смело фантазировали по поводу авторского мифа. Их спектакль – это постирония и тотальная игровая стихия, шипучий коктейль страшного и смешного, где все, на самом деле, не то, чем кажется на первый взгляд.

* * *
На Императорской сцене (а позже и в антрепренерском частном театре) была своя система небожительства, когда первых артистов (их еще называли «первыми сюжетами») одаривали после бенефисов лавровыми венками, атласными лентами, драгоценностями и всевозможными подношениями от купечества и знати. Сложился целый институт кумиров, в котором материальные почести соизмерялись со зрительской любовью. И чем больше у артиста было главных ролей, премьер и, соответственно, бенефисов, тем ощутимее были знаки внимания от зрителей. Невозможно представить, на чем держался бы этот мост, случись пандемия тогда – в доинтернетовскую эпоху.

Современный «институт кумиров», конечно, не похож на дореволюционный и, прежде всего, потому, что современный драматический артист существует в условиях довольно ощутимой конкуренции, причем не только перед своими партнерами, но и прежде всего – перед лицом творчества. Невозможно быть старомодным, оставаться на старых изъезженных рельсах, когда всепроникающая сила Интернета, словно с далеких берегов, приносит тебе новые формы, подсказывает интереснейшие решения, демонстрирует достижения коллег, оторванных друг от друга колоссальными расстояниями. В этом смысле номинация «Лучший русский театр за рубежом» превратилась в совершенно особое направление премии зрительских симпатий, поскольку теперь безграничное пространство Земного шара благодаря онлайн-технологиям превратилось в «небольшой шарик». Коллективы, поддерживающие вдалеке от родины русскую культуру, оказались на виду друг у друга. Они часто проводят трансляции своих постановок, ведут соцсети, устраивают онлайн-конференции по обмену опытом, а главное доказали своим творчеством, что при желании русский театр может существовать вне всяких границ.

Детская театральная студия «Апрелик» (Франция, Париж) набрала наибольшее количество голосов и стала победителем премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2020. «Русский театр за рубежом – это больше, чем театр. Это островок русского слова, русской души, – сказала на церемонии руководитель студии Лидмила Дробич. – Очень благодарю организаторов от имени своих маленьких апрельчиков, от имени старших апрельцев. Это вдохновляет на то, чтобы дальше любить, творить, дарить».

В 2020 году дирекция премии учредила специальную номинацию «Лучший АртОтвет пандемии» – для онлайн-проектов, созданных актерами и режиссерами в условиях всеобщей самоизоляции. «Мы не могли не заметить актеров и режиссеров, попавших под «домашний самоарест», но не забывших о публике и радующих ее, свою публику, неожиданным творчеством в необычных форматах, – сказал президент премии «Звезда Театрала» Валерий Яков. – Кандидатов на включение в лонг-лист было множество. Пришлось даже включить в список для голосования не десять претендентов, как обычно, а пятнадцать. И в шорт-листе оставить не троих, как принято, а пятерых. Исключение это делали без сомнений, видя, с какой благодарностью зрители восприняли карантинное творчество любимых актеров и режиссеров, с какой небывалой активностью голосуют в этой новой неожиданной номинации».

Лучшим артОтветом пандемии в итоге стал Instagram-мюзикл Алексея Франдетти «Мой длинноногий деда» по книге Джейн Вебстер, которая уже легла в основу нескольких экранизаций, бродвейских постановок и аниме. 28 инста-серий по две-три минуты, и в каждой – история современной Золушки. «В тот момент, когда на карантине люди начали смотреть в стену, возникла идея поставить мюзикл в одной из соцсетей, – говорит актриса Юлия Дякина. – Мы искали, какая соцсеть еще не была так активно задействована, как Zoom, от которого все уже устали, и остановились на Instagram’е. У Алексея Франдетти есть талант – собирать вокруг себя людей. После каждой Zoom-конференции к нам присоединялся кто-то новый, и в итоге наша компания разрослась. Идея превратилась в 12-часовой рабочий день, от которого все дико кайфовали, за который зацепились все участники проекта, а самое главное – зацепились зрители. И если честно, это было самый классный творческий период за все время карантина. Наш Instagram-мюзикл был сделан в совершенно новых реалиях, не просто полутора метров, а нескольких сотен километров между Москвой и Санкт-Петербургом. Но зрители всячески нам намекают, что хотят видеть его на живой сцене. Мы сделаем все возможное, чтобы это случилось».

Торжественная церемония «Звезды Театрала» завершилась чествованием Александра Збруева. Он получил награду в почетной номинации «Легенда сцены» за честь, достоинство и многолетнее служение искусству. «Я хотел бы поблагодарить «Театрал» за то, что он собрал так много хороших людей, – подытожил Александр Викторович свою речь, в которой говорил о легендарных артистах Театра Вахтангова, куда бегал еще пацаном. – Мы редко встречаемся, со многими никогда и не увидимся больше, но нам необходимо видеться, необходимо работать, необходимо выпускать спектакли». «25% зала – это, конечно, полумера. Это всё пунктиры. Это ненастоящее, – добавил он. – Хотя и 25% зрителей принимают так же, как 100%, так же смеются и так же плачут. Так что, я думаю, театр всегда был, есть и будет».

Добавить комментарий