«В этой работе заложен особый смысл»

Более десяти лет лауреатам главной зрительской премии страны «Звезда Театрала» на торжественной церемонии вручалась фарфоровая статуэтка мима. За минувшие годы она стала своеобразным символом премии. Но, по воле обстоятельств, изготовление статуэтки на старинной чешской мануфактуре было прекращено, и весной Дирекция премии стала искать в России мастеров фарфора, которые могли бы создать нового мима. К счастью, такие люди нашлись! Студия авторского фарфора Дмитрия и Елизаветы КУРГАНОВЫХ FarforMaestro с интересом откликнулась на это предложение. Самое интересное, что много лет назад Дмитрия Курганова приглашали к сотрудничеству с мануфактурой «Рудольф Кампф», которая создавала статуэтку для премии. Теперь благодаря талантливому мастеру и его дочери обновленный Мим снова вернется к «Звезде Театрала».


РОЖДЕНИЕ МИМА

Корреспонденты «Театрала» приехали к художникам-скульпторам, мастерам по фарфору – отцу и дочери Дмитрию и Елизавете Кургановым в их дом, где неподалеку от знаменитой Гжели размещается студия FarforMaestro по созданию уникальных сувениров и подарков из фарфора.
Нам удалось увидеть и запечатлеть практически весь творческий процесс рождения мима, и мы хотим поделиться с читателями этой эксклюзивной историей.

– Когда к нам обратились с предложением сделать статуэтку мима для премии «Звезда Театрала», нам стало очень интересно, и мы почувствовали желание поучаствовать в этом проекте. Это был творческий вызов. Пообщавшись с организаторами премии, мы пришли к общему мнению, что мим должен сохранить преемственность и стилистику, и одновременно у него могут появиться новые черты и пластика, – рассказывает Дмитрий Курганов.

– Нам хотелось добавить теплоты и душевности образу, поэтому мим стал прижимать звезду с нежностью к сердцу, – включается в разговор Елизавета Курганова. – Возможно, стоит рассказать об этапах создания. Вначале мы слепили пластилиновую модель мима с учетом новых пожеланий. Как только пластилиновая модель была готова, мы сняли первую (черновую) гипсовую форму. Черновая форма позволяет перевести модель в твердый материал и доработать детали. И уже с доработанной модели снимается чистовая гипсовая форма.

– Форма при работе с фарфором делается из гипса, потому что гипс пористый. Поры впитывают излишки влаги, и на внутренней поверхности формы нарастает тот самый слой, который потом образует полое фарфоровое изделие, – уточняет Дмитрий. – Чтобы образовался слой необходимой толщины, залитый шликер должен находиться в форме 10–15 минут. А затем излишек массы сливают из формы.

Фигура мима состоит из нескольких деталей, которые склеиваются между собой после извлечения. Потом следуют процесс сушки и шлифовки поверхности, после чего – предварительный «утильный» (900 градусов) обжиг. Статуэтка уже становится твердой и не размокает в воде. На этом этапе ее дошлифовывают, замывают. После расписывают под глазурной краской. Затем наносится глазурь, и снова – обжиг, уже «высокий» (1250 градусов). Теперь изделие почти готово, но еще нет некоторых деталей, в частности, золотых. Золото наносят в самый последний момент, так как у него температура обжига должна быть меньше, иначе оно выгорит. После покрытия золотом изделие ставится снова в обжиг на 700 градусов.

Золотыми будут у мима слеза и звездочка в руках, а логотип изготавливается в виде деколи, переводной картинки, напечатанной специальными красками для обжига. В итоге для получения качественного изделия нужно 3-4 обжига.

«ДЛЯ НАС ЭТО СТАЛО НОВЫМ ВЫЗОВОМ»

– Для меня начиналось всё в нашей московской квартире, – рассказывает о возникновении студии фарфора Елизавета. – Я еще маленькая была, когда в одной из комнат папа сделал свою мастерскую. Потихоньку всё развивалось, и мастерскую оборудовали уже в отдельной однокомнатной квартире, но все это время папа мечтал о том, чтобы можно было расширить пространство. Чтобы была возможность делать какие-то крупные вещи. Так постепенно мы утвердились в мысли, что нужно переехать в отдельный дом, где места бы хватало на масштабные проекты из различных материалов.

– В домашних условиях можно делать только что-то маленькое, ведь печи там совсем небольшие. Печи для работы, кстати, я сейчас тоже сам собираю, – включается в разговор Дмитрий.

– Вообще-то я по образованию лингвист, но по этому пути не пошла, – продолжает Елизавета. – Как-то постепенно втянулась в совместную с папой работу, когда ему нужна была помощь в изготовлении большого сувенирного заказа. И с тех пор мы работаем вместе, оба можем и лепить, и дорабатывать изделия, а сейчас я еще изучаю 3D-моделирование, это нам тоже пригодится в работе, чтобы ускорить некоторые этапы и чтобы можно было предварительно показывать заказчику, как будет выглядеть изделие.
Мы делаем наши скульптуры по самостоятельно выработанной технологии. Поскольку у папы есть такая черта – все время изобретать, то это проявляется во всем. Иногда у нас бывают заказы интересные больше с «технической» точки зрения, а не с художественной. Тогда папе интересно найти способ решения новой задачи. Этот поиск и обогащает мастерство. Например, один из последних заказов по изготовлению «бумажного» самолетика и кораблика. Выглядит просто, а сделать довольно сложно. Можно вспомнить и более сложные задачи.

– Один из самых важных этапов работы с фарфором, на котором можно потерять всю предыдущую работу, – это обжиг, – говорит Дмитрий. – Проблема в том, что во время обжига фарфор иногда «ведет». Разновидностей фарфора много, и к каждому нужно приноравливаться. Есть, например, очень хороший фарфор, но изделие из него во время обжига может «сложиться» или сильно деформироваться. И надо придумать, как его обжигать так, чтобы всё выстояло. Например, у нас заказчик, который увлекается фэнтези. Для него мы делаем статуэтки разных необычных персонажей. Это довольно тонкая работа, и в ней приходится сталкиваться с решением множества подобных проблем. У меня такой принцип в работе: когда мне говорят, что чего-то не надо делать, потому что случится то-то, я обязательно должен попробовать, посмотреть, что именно случится. Потому что в художественном плане часто получается, что дефект – это эффект, то есть надо научиться этими дефектами создавать эффекты.

– По сути всё развитие происходит за счет того, что идешь не совсем по тому пути, который описан в книгах, экспериментируешь и берешься за то, что вначале кажется не до конца понятным, – делится с нами Елизавета. – На этом пути опыт и нарабатывается. Хотя, конечно, иногда мы спорим, потому что психологически это тяжело – всегда быть в напряжении, когда не знаешь, получится у тебя или нет. Но это – моя боль, а папа любит экспериментировать.

А эта история – создание новой статуэтки мима для премии «Звезда Театрала» – нас обоих очень захватила. Нам было интересно поучаствовать в проекте, где есть своя идея. В этой работе заложен особый смысл. Это важно для тех людей, кто получает в награду фигурку мима, важно для журнала «Театрал», который от лица зрителей награждает лауреатов. А для нас это стало новым вызовом, в данном случае не столько технически, сколько идейно.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТУДИИ FARFORMAESTRO

Дмитрий Курганов увлекся работой с фарфором более 30 лет назад, создавая новые модели для фарфорового производства. Досконально изучив все тонкости производства фарфоровых изделий в теории, захотел еще в далеких 1990-х работать самостоятельно, наладить свое фарфоровое производство с нуля. Открыл собственный цех, где выпускал посуду, сувениры, игрушки, статуэтки. Но в какой-то момент понял, что большие тиражи и цеховое производство больше не приносят радости творчества. Хотелось создавать вещи уникальные, пусть и на заказ, но необычные, и тогда Дмитрий стал изготавливать скульптуру, статуэтки и подарки по индивидуальным заказам. Вскоре были сделаны его первые фарфоровые куклы. Впоследствии мастер много лет сотрудничал с самым известным художником-кукольником России Олиной Вентцель: помогал в осуществлении ее масштабных проектов по созданию коллекционных кукол (некоторые из них не раз украшали фойе театра в день вручения премии «Звезда Театрала»). В то же время Дмитрий вёл мастер-классы по скульптуре и изготовлению фарфора, делал по индивидуальным заказам портретные куклы и бюсты, помогал начинающим художникам воплощать их задумки в фарфоре. Неудивительно, что дочь Елизавета увлеклась и решила продолжить семейную традицию по созданию фарфоровых изделий, кукол и статуэток. И сегодня династия Кургановых воплощает свои амбициозные творческие замыслы и работу по индивидуальным заказам в своей студии FarforMaestro (farformaestro.ru).

Добавить комментарий