«Звезда Театрала»-2020: номинация «Лучшая постановка иностранного режиссера в России»

Одновременно со стартом театрального сезона дирекция зрительской премии «Звезда Театрала» сформировала шорт-лист и открыла онлайн-голосование. Сегодня рассказываем о трех претендентах на награду в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России». Делайте свой выбор и голосуйте.

«Маузер» Теодороса Терзопулоса, Александринский театр

«Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера – вариация на тему романа Шолохова «Тихий Дон» – описывает работу революционного трибунала и, по словам режиссера, раскрывает естественную динамику насилия, которая может проявиться в ходе любой революции, отдаляя ее от изначальных целей. Репликами в пьесе о «кровавых комиссарах» наделен только один человек и хор. Человек, который проводил чистки, истово верил в революционные идеи, но оказался приговорен к смерти той же властью, которой служил.

Всю свою творческую жизнь греческий режиссер Теодорос Терзопулос посвятил изучению античного и архаического театра, пытаясь добраться до подлинного смысла античной трагедии сквозь толщу культурных наслоений. И «Маузер» по большому счету – это шаг в том же направлении.

«Дядя Ваня» Стефана Брауншвейга, Театр Наций

Это уже четвертая чеховская пьеса, которую французский режиссер, руководитель парижского театра «Одеон» перенес на сцену, однако в России он работал впервые. И здесь вернулся к точному прочтению Чехова, очищенному от всех наслоений. По словам Брауншвейга, ключ к сегодняшней постановке «Дяди Вани» – экологическая тема. Доктор Астров остро переживает вырубку лесов, по сути, предсказывая разрушения, которые происходят сейчас, но уже в других, пугающих масштабах. «Чем больше мы меняем климат, тем к более глобальной катастрофе это ведет. У меня нет готовых рецептов, как исправить ситуацию, но надо будоражить сознание всего человечества», – считает Брауншвейг. И все-таки спектакль в Театре Наций получился не столько об экологии вообще, сколько об экологии отношений. Как говорит исполнитель роли Астрова Анатолий Белый», «мы сами отравляем жизнь друг друга злостью, завистью, равнодушием и другими «ядам»».

«Неаполитанские каникулы» Паоло Эмилио Ланди, Театр драмы им. Федора Волкова 

Ланди поставил музыкальную комедию по пьесе классика итальянской драматургии Эдуардо Скарпетта «Дом сумасшедших», но название спектакля пришлось изменить. «Оказалось, что слово сумасшедший звучит для русских клинически, слишком серьезно, а у нас это скорее «необычный», «ненормальный». И мы придумали «Неаполитанские каникулы», потому что все, что приходит в голову, когда мы думаем о Неаполе – это солнце, Везувий, пицца, комедия дель арте и море». А еще – самая экстравагантная публика, которую играют актеры Волковского театра, исполняя на итальянском языке традиционные неаполитанские песни и фрагменты из итальянских оперных партий.

Паоло Эмилио Ланди свою театральную карьеру начал в 16 лет, работая звукорежиссером и художником по свету, а затем – помощником режиссера. В 1990 году Ланди был приглашен на работу в качестве режиссера в Омский театр драмы и с тех пор более 30 лет работает в России.

*Церемония вручения Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала»-2020 проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Добавить комментарий