«Ложные идеалы разрушают человека»
СЕРГЕЙ ГОЛОМАЗОВ, художественный руководитель Рижского русского театра им. М.ЧЕХОВА
– Мы сейчас, как, наверное, и все нормальные люди, находимся в состоянии тяжелой нравственной контузии и шока в связи с ужасной трагедией на земле Украины. В Риге сейчас много украинских беженцев, к нам в театр приходит очень много артистов, режиссёров, работников театральных служб, договариваемся о прослушивании, естественно, все в поисках работы. С кем-то встречаемся, говорим, но обеспечить режиссёра работой и так довольно непростая задача, а тем более в сегодняшних условиях. Хотя всячески стараемся помогать. Украинская речь слышна на улице все чаще.
Нынешняя ситуация отразилась и на многих наших планах. Так сейчас в театре под вопросом музыкальный проект, посвящённый творчеству и жизни Виктора Цоя, для работы над ним должен был приехать режиссёр из Петербурга. Пересматриваем и график гастролей: по Прибалтике театр гастролирует довольно активно, с выездами в Европу до сих пор сложно, часть ковидных ограничений ещё не сняты. А гастроли в Россию отменены. Театр был среди участников фестиваля «Русские театры за рубежом», который должен был состояться в Петербурге. Затем мы обсуждали гастроли в Россию на сентябрь, но сейчас, разумеется, все отложилось.
Я работаю над выпуском спектакля по пьесе Роберта Болта «Да здравствует королева, виват» об истории взаимоотношений Елизаветы Английской и Марии Стюарт. Это завершающая часть моей трилогии о том, как политика и слепые ложные идеалы разрушают человека. Мой первый спектакль трилогии был поставлен ещё в Москве («Салемские ведьмы» Артура Миллера), второй – уже в Риге. «Это случилось в
Виши», тоже, как и первый, по пьесе Артура Миллера. Мне интересно исследовать от спектакля к спектаклю, как политика не оставляет человеку возможности быть счастливым. Мой учитель, Андрей Гончаров, ветеран войны и герой социалистического труда, постоянно повторял фразу, что «политика – дело аморальное и безнравственное». Я тогда не очень понимал, о чем он говорит, но со временем жизнь только доказывала эту аксиому. Это не просто фраза или мнение, это базис.
Культура по сути своей, если она не лукава и не спекулятивна, она все равно в основе своей должна и обязана иметь пацифистский, гуманистический и нравственный базис, обращенный к человеку с любовью. В противном случае это не культура, а пошлая агитация. Человек культуры должен сторониться всякого рода общественно-политических соблазнов. Тропинка в политику для художника – это путь в пропасть.
Я преподаю в Латвийской академии культуры на актерско-режиссерском курсе. Кроме того, набрана новая заочная режиссёрская мастерская в ГИТИСе. До этого, за двадцать лет работы в институте, я уже выпустил три актерские мастерские и две режиссёрские. Для меня ГИТИС, режиссёрский факультет – это «Лига плюща», место абсолютно сакральное. В сегодняшних условиях занятия со студентами будут проходить в формате онлайн, но надеюсь, что когда-нибудь вернемся и к очному формату. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы по-прежнему иметь отношение к этому очень важному для меня месту –режиссерскому факультету ГИТИСа.
«Мы едины с культурным сообществом Эстонии»
ФИЛИПП ЛОСЬ, художественный руководитель Русского театра Эстонии
– Трагические события в Украине сегодня, безусловно, влияют на настроение людей во всей Европе, и в Эстонии, конечно же, тоже. Эта ужасная беда влияет на их восприятие окружающего мира, влияет на планы на будущее. Что касается нашего театра, то на данный момент связи Эстонии и России прерваны, что, конечно, не может не огорчать, это рушит давно намеченные планы и не даёт возможности строить их на ближайшее будущее.
Сегодня значительно сложнее приглашать наших коллег из России, актеров, режиссёров, художников, поскольку заморожен процесс получения рабочих виз. Некоторые проекты театр вынужден отложить до завершения кризисной политической ситуации, пока на неопределённый срок.
На этом печальном фоне не может не радовать, что честь проведения в Эстонии Международного дня театра в этом году и ответственная роль хозяев праздника досталась нашему Русскому театру. И нам удалось провести этот праздник достойно. Празднование Дня театра в Эстонии – это, прежде всего, торжественная церемония вручения ежегодных театральных премий лучшим актёрам, оперным солистам, режиссёрам, художникам, драматургам, театральным критикам, балетмейстерам, композиторам, менеджерам и техническим сотрудникам, всего около пятнадцати номинаций.
Церемонию в Русском театре транслировало центральное телевидение Эстонии, вечер открывал президент страны Алан Карис, ведь это большой и торжественный праздник, который объединяет всех людей нашей страны, причастных к театру. Наша творческая и административная команда, я считаю, очень достойно и профессионально провела этот вечер, ведь мы представляли русский театр, русскую культуру, мы вновь доказали, что едины со всем культурным сообществом Эстонии и ощущаем себя его большой и значимой частью.
8 апреля я выпустил спектакль по пьесе Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» в переводе Владимира Соловьёва. В какой-то момент мысль о постановке этого известного произведения меня сильно захватила, и я счёл, что, наверное, мне пришло время ставить героическую драму. В жизни всегда есть место для поэзии, для романтических историй, в которых поступками героев – бескомпромиссными, отчаянными, движут высокие чувства. У главного героя пьесы был, кстати, реальный прототип, который прожил яркую и короткую жизнь, наполненную подвигами и высокой поэзией.
Следующую премьеру наш Русский театр планирует сыграть 27 мая, и я очень надеюсь, что моя идея, которая была задумана ещё год назад, наконец осуществится. Мы представим пьесу Тургенева «Нахлебник» в интерьерах усадьбы конца XVIII века, на мызе Сагади. Показы летнего проекта театра запланированы с 27 мая по 19 июля.
Новый сезон откроем 17 августа мюзиклом «Обыкновенное чудо» по знаменитой пьесе Евгения Шварца на музыку Геннадия Гладкова и с текстом Юлия Кима, ставить его будет художественный руководитель Рижского русского театра им. М.Чехова Сергей Голомазов. А на конец октября запланирован спектакль по популярной американской пьесе «Август. Графство Осейдж», его представит наш штатный режиссёр, ученик Леонида Хейфеца, Артём Гареев