«Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. О планах на новый сезон и о том, какой должна быть роль театра в общественной жизни, нам рассказал художественный руководитель НАДТ им. Горького Сергей Ковальчик.
— Сергей Михайлович, насколько события, происходящие сегодня в стране, влияют на подготовку к грядущему театральному сезону?
— До 21 августа все артисты и сотрудники Театра находились в отпуске, поэтому происходящие события на деятельности нашего коллектива никак не отразились. Самое главное, чего мы все сейчас ждем в театре – это полного завершения реконструкции сценического комплекса, нашей Большой сцены. На 88-й сезон у нас серьезные планы. Помимо того, что театр должен выпустить намеченные премьеры, нам предстоит колоссальная работа по адаптации всех 26 спектаклей репертуара Большой сцены, собственно, к новым сценическим условиям. Нужно будет полностью переписать световую партитуру всех постановок, учесть множество технических моментов. А кроме того, перезапустить спектакли в творческом смысле, так как часть репертуара Большой сцены не эксплуатировалась в связи с реконструкцией, которая длится с мая прошлого года. Так, что объем работы, который труппе предстоит одолеть с началом сезона, огромен. Что касается премьер, Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович сейчас работает над пьесой Ж.-Ф. Реньяра «Единственный наследник». Выпуск этого спектакля приурочен к юбилею нашего замечательного актера, народного артиста РБ Александра Ткаченка. Валентина Еренькова для Малой сцены готовит спектакль по Теннеси Ульямсу «Трамвай «Желание». Я планирую выпустить в этом сезоне рок-оперу по Дюма «Граф Монте-Кристо» (композитор Тимур Калиновский, автор либретто – Игорь Скрипко) и также являюсь художественным руководителем нашей совместной постановки с Ольгой Клебанович – «Братья Карамазовы», которой мы собираемся открыть сезон после окончания реконструкции.
— Расскажите, как театр пережил карантин, удавалось ли удаленно работать?
— Естественно, что никакая онлайн-репетиция не заменит репетиций вживую. Готовить подобным образом, разбирать небольшие отрывки, устраивать читки, конечно, можно, но, например, провести в Зуме репетицию «Графа Монте-Кристо», в котором занята большая часть труппы, в первую очередь, технически неосуществимо.
— В данный момент существуют карантинные ограничения на массовые сцены в музыкальных спектаклях, как будете решать этот вопрос?
— Премьеру «Монте-Кристо» мы отложили до Нового года, это уже точно. Но будем выпускать спектакль в этом сезоне. Во всяком случае таковы планы, и надеюсь, что к январю ситуация с коронавирусом, который, на самом деле все еще никуда не делся, прояснится.
— Как продаются билеты на сентябрь, шахматная рассадка до вас дошла?
— В сентябре театр еще не начнет работу для зрителей, а говорить о продажах на октябрь и о том, как они будут осуществляться по шахматному ли принципу или иначе, сложно. Сейчас театры по всему миру оказались в очень трудной ситуации из-за пандемии, и непросто предугадать, насколько у зрителя будет желание идти в театр. Насколько все эти меры действительно эффективны, и как на них будет откликаться зритель, вот главные вопросы.
— Расскажите подробнее о постановке «Братья Карамазовы», почему выбрали именно этот роман Достоевского и в чем видите его актуальность сегодня?
— Этот спектакль родился на режиссерском курсе, который я вел совместно с Ольгой Клебанович. Материал по «Братьям Карамазовым» был предложен Ольгой Михайловной студентам для экзамена по мастерству актера. Результат мне показался очень интересным и перспективным. Я решил, что эта работа имеет все шансы перерасти в спектакль Большой сцены, и впоследствии войти в репертуар. Поэтому сейчас «Братьев Карамазовых» репетируют четверо из семи изначально занятых и присоединившиеся к ним артисты театра. Также мы привозили студенческий вариант на «Балтийский дом», он участвовал в прошлом году театральной Универсиаде, которая проходила в Петербурге.
— Для спектакля вами выбрана какая-то определенная сюжетная линия? По какому принципу инсценируете столь масштабный роман?
— Вседозволенность, приводящая к отсутствию моральных тормозов при совершении человеком поступка – вот главная тема спектакля, которая сегодня важнее простого изложения сюжета. И для нас, как создателей спектакля, важно исследовать причины этой вседозволенности. Мысли Достоевского сегодня оказываются очень актуальны, многие фразы буквально отражают то, что происходит во всем мире и в нашей стране. Ведь после «стыдных» поступков пробуждается совесть.
— Артисты вашего театра записали видеообращение, в котором просят представителей силовых структур быть гуманнее по отношению к гражданам, мирно выражающим свое мнение. Это инициатива группы артистов, или позиция театра? И как вы считаете, может и должен ли театр открыто реагировать на происходящее, активно заявляя свою гражданскую позицию?
— Сегодня самое главное – это сохранение мира и недопущение человеческих жертв и насилия. Мне очень больно за то, что происходит в нашей стране. Каждый человек имеет право на свою гражданскую позицию, и никто не может это запретить, иначе мы скатимся в средневековье. Но во все времена Театр призывал к гуманизму и человеколюбию. Нам, актерам и режиссёрам, Богом дана возможность высказывать свои чувства, свои эмоции, и свою гражданскую позицию через спектакли. Наша главная трибуна – это Сцена! В этом наше Призвание!