Вячеслав Миллер, создатель и руководитель русскоязычного Театра Живой Поэзии «Эмпирей» в Мельбурне, к созданию спектаклей подходит ответственно – премьеры репетируют не один год – и нестандартно – у него свой метод репетиций и работы с артистами. Это приносит свои плоды – у театра планируются зарубежные гастроли сразу в нескольких новых для них странах.
– Да, раньше мы гастролировали в России и Белоруссии. В этом году кроме крупнейших городов Австралии и Новой Зеландии, наши спектакли запланированы в Канаде, где мы посетим Монреаль, Торонто и Ванкувер. Американский континент вживую увидит наши постановки впервые. В каждом городе мы сыграем по одному разу, потому что после каждого показа мне нужно время на энергетическое восстановление – думаю, мои спектакли беспрецендентны по отдаче энергии. Также сейчас ведем переговоры с Израилем. Если появятся предложения из других стран, с радостью их рассмотрим, ибо темы, затрагиваемые в моих постановках, международны и вечны, но особенно важно их поднимать в наше непростое время. И поскольку театр «Эмпирей» авторский, и свои пьесы я не отдаю другим режиссерам, кроме нас никто не сможет их подарить зрителям. Поэтому я тем более рад расширению наших гастрольных географических границ. Кроме того, я надеюсь показать в кинотеатрах гастрольных городов свой художественный фильм «Две жизни ангела черта».
– Над какими постановками вы сейчас работаете?
– Мы работаем над двумя спектаклями. Одна постановка – «Полет волков», в котором в моем исполнении прозвучат песни Владимира Высоцкого, мои стихи и мой рассказ, который лег в основу сюжетной линии, ибо это не просто музыкально-поэтическая композиция, но и драматический спектакль. Лейтмотив – призыв к свободе личности. Центральный образ – вожак волчьей стаи, который ощущает ее небесное предназначение и пытается вдохновить своих сородичей этой идеей.
«Всё больше я стал задумываться о небесном предназначении нашего рода. Почему волчье сообщество зовется стаей, а не табуном – как у лошадей, не стадом – как у баранов и не толпой – как у людей? Не оттого ли мы с такой тоской воем в лунную ночь, взывая к небу, что безнадежно мечтаем о полете – безнадежно, потому что у волков нет крыльев… Но может быть в прошлом мы их имели или в будущем обретем…»
Дополнительное измерение действию на сцене привносит видеоряд и прекрасная музыка, которая не только оформляет спектакль, но и наряду с игрой актеров погружает зрителя в таинственный мир образов.
Этот спектакль – дань моему учителю и духовному вдохновителю, здесь я стараюсь передать, кем для меня является великий бард.
В этой полной драматизма постановке, переплетаются философские взгляды поэта и актера с его образами, включая образ Гамлета – причем сцены из шекспировской пьесы я постараюсь сыграть так, как это делал Высоцкий в Театре на Таганке. Впрочем, и некоторые песни я постараюсь исполнить с его же надрывом.
Другой спектакль – «Манекены» – создан по моей пьесе и стихам. Его главная мысль в том, что люди теряют эмпатию и сострадание – становятся равнодушны, а вместе с этим лишаются и собственных чувств, превращаются в бездушных манекенов. Мой герой (я фактически играю в спектакле самого себя) – автор, режиссер и актер, пытается бороться с бездушностью и бездуховностью окружающего мира, и его оружие в этой борьбе – его творчество.
* * *
Нет, ни злоба, ни гнев, ни коварство людей
Не страшит меня так, как бездушные массы.
Человек без души – самый жуткий злодей;
А представьте толпу из стекла и пластмассы.
Циркулирует жидкость, ком бьется внутри.
Но в глазах нет ни воли, ни мысли, ни чувства.
Не смотри в них, себе говорю, не смотри!
Но смотрю, и становится страшно и пусто.
Этот взор мое сердце сжимает как жгут.
Что спасет человечество, впавшее в кому?
Нет, ни речи, ни зов в нем огня не зажгут,
Не разбудят молитвы, не тронут иконы.
Всех болезней, всех войн и цепи катастроф –
Пустота против жизни сильнее оружие.
Как же мне докричаться в призывах из строф,
Что планета умрет в пандемии бездушия!
«Манекены» – это спектакль в спектакле. Мои актеры здесь перевоплощаются из образа в образ: то они актеры, как в жизни, то персонажи, то зрители, то продюсеры, то прохожие в толпе, то манекены…
– Вы же всегда очень долго работаете над своими постановками, по несколько лет. «Манекены» и «Полет волков» тоже не первый год уже репетируете…
– Да, мы начали подготовку к этим спектаклям в 2019-ом году. Вы, наверное, слышали о моем методе работы с актерами. Я им не даю вначале пьесу целиком, поэтому на каждую репетицию они приходят с вопросом: «Что будет дальше по сюжету в общем и с моим героем в частности?» Они заранее не знают, чем закончится спектакль, и какова судьба их персонажей. В жизни мы не ведаем, что с нами будет завтра, так же и мои артисты, не зная сюжета изначально, проживают жизнь своих персонажей постепенно, сцену за сценой, на протяжении нескольких лет, пытаясь нащупать зерно роли и сверхзадачу, и в конечном итоге это отражается на сцене жизненной правдой.
– Как вы набираете артистов в театр «Эмпирей»? Пару лет назад вы, кажется, проводили кастинг в Zoom?
– Мы проводим ежегодные кастинги. Из-за карантинных ограничений в 2021-ом году мы общались с претендентами онлайн. Но стоит пояснить, что в нашем случае значит фраза «набор артистов». На первом этапе, я принимаю успешных кандидатов на несколько недель, дальше все зависит от их работоспособности и умения постигать тайну творчества. Так как их режиссер – автор и поэт, они получают откровение из первых уст, а не просто посредством режиссерского видения – такой опыт они могут получить только в театре «Эмпирей». Да и вообще актер – такая профессия, которая требует от человека постоянного саморазвития. Если он не развивается как личность, я с ним расстаюсь.
– Как у вас проходят кастинги? Какие задания вы даете артистам?
– Во-первых, я им предлагаю рассказать о себе так, чтобы максимально раскрыть себя уже при знакомстве. Участники конкурса могут задать свои вопросы, и по ним я тоже понимаю, насколько претендентам важно театральное творчество. Затем декламация стихов, монологов, пластические этюды. Я также предлагаю им сыграть вместе с моими артистами сценки из моих спектаклей, чтобы оценить, как они работают в коллективе и насколько быстро могут ориентироваться в непростых текстах. В целом кастинг занимает 4-5 часов. Как вы понимаете, в Австралии небольшая русская община, поэтому попасть в мой театр просто, а вот задержаться в нем – задача посложнее.
Если я вижу у человека огонь в глазах и желание развиваться, то могу посмотреть сквозь пальцы на его в настоящее время заурядные актерские способности. Постепенно, если будет трудолюбив, они станут незаурядными.
– Вы заметили какие-то изменения в отношении зрителя к русскоязычному театру?
– Наш зритель, в основном русскоязычный. Мало того, мои спектакли, поскольку они не только драматические, но и поэтические, практически непереводимы. Проблема в том, что в связи с сегодняшними событиями, русскоязычное население разобщено, поэтому русских культурных мероприятий многие сейчас, к сожалению, избегают. И хотя это можно понять, по моему глубокому убеждению, культура должна быть выше политики.
Но и горестей человеческих искусство не должно обходить стороной, и все мои постановки нацелены на то, чтобы человек стремился к духовному, высокому, ощущал в себе высшее свое предназначение и не проходил мимо чужого горя. Сейчас, когда мир катится в бездну, цель искусства – отвести человечество от пропасти.