ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ: «КРУГ» ИЗ БОСТОНА И «АПРЕЛИК» ИЗ ПАРИЖА

Подводим итоги второго дня V международного фестиваля русскоязычных театров зарубежья «Мир русского театра». Вчера участники форума смогли подключиться онлайн к мастер-классу по техничке речи, а затем обсудить с экспертами две работы: «Сильные чувства» театра «Круг» из Бостона и «Тринадцатую звезду» театра «Апрелик» из Парижа. Записи этих и других спектаклей можно эксклюзивно посмотреть в VK Видео.

Первой взяла слово театральный критик, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина. Она начала с того, что поблагодарила создателя спектакля «Сильные чувства» Юрия Рубенчика за выбор «неистрёпанного» материала и новую композицию, где соединились тексты Ильфа и Петрова, Зощенко и Ардова.

«Это оказалось очень удачное соединение. Не только потому, что они связаны общим временем, настроением и, как выяснилось, перекличками в характерах героев, тем более что завершают эту трилогию как раз актеры. Они как раз собирают всё это в некоторое общее, не рассыпающееся высказывание. Еще более связным и более цельным его сделало бы введение элемента театральности: если бы было понятно, что это театральное представление, что мы сейчас в них играем – в тех самых прекрасных людей, которых увлекательно написали классики. Это как бы мелкие люди, но ты на них все равно не смотришь свысока. Постепенно чудики (а начинается спектакль, понятно, с пародийного сдвига) становятся все более и более человечными, и ты понимаешь, что особой разницы между тобой и пьесой нет, у тебя те же проблемы, те же переживания. Не то, что узнаешь себя, но ощущение родства возникает <…>. И, наверно, самое главное – кроме того, что это тонко сделано как пародийная, смешная история, как спектакль-праздник – все-таки момент грусти там есть, я бы сказала, там есть какая-то чеховская нотка».

В оценках актерских работ эксперты не сошлись, хотя отметили, что исполнителям удалось пробалансировать между любительским и профессиональным уровнем. При том что одна треть команды вышла на сцену впервые, в спектакле «много тонко сделанных ролей, актеры держат интонацию и немного режиссируют по ходу дела».

На разбор московского трио критиков ответило трио американское. На специфике работы с непрофессиональными актерами остановилась Ольга Предит, художественный руководитель и режиссёр музыкального театра «Зеркало» из Вирджинии: «Мы лишены роскоши выбирать актеров и фактически работаем со всеми, кто приходит. И здесь наша задача – при выборе репертуара попасть в типаж, попасть в характер человека, чтобы он был на своем месте, то есть помочь раскрыться каждому, взрослому или подростку, и увлечь. Чтобы эти люди хотели играть, творить, тратить время и деньги на то, чтобы здесь что-то двигалось и продолжалось».

Затем эксперты перешли к обсуждению спектакля «Тринадцатая звезда». Пьесу Ольшанского в детском театре «Апрелик» сделала режиссер Анна Обухова и поместила действие в загон бегового клуба, где гончих собак тренируют на кроликах, одному из которых выпадает шанс наконец-то обрести свободу… «Многие дети не говорили по-русски – и нужно было решать больше педагогические задачи, чем художественные. Поэтому я при выборе пьесы и при постановке спектакля руководствовалась именно этим, – рассказала она коллегам. – Детям, у которых первый язык французский приходится иногда переводить с русского на русский».

Несмотря на противоречивые оценки и претензии к низкому качеству видео, все эксперты согласились, что свою педагогическую задачу – обучать языку в игровой театральной форме – эта работа, безусловно, решает. «Может быть я увлекся детьми, но мне не было видно, что кто-то лучше, а кто-то хуже владеет русским, – признался журналист Андрей Максимов. – Уже возникает ситуация, когда на фестивале у тебя появляются любимчики, и, конечно, хочется делать вид, что ты глубоко объективен, но не получается. Мне очень нравится «Апрелик». Нравится – и всё. Я когда смотрел работы, делал себе пометки, про «Тринадцатую звезду» написал «хороший спектакль» – как только начал смотреть. И потом подтвердил эту мысль. Что больше всего меня поражает в «Апрелике» – и этом спектакле – так это актерское существование. Как известно, всегда интересно смотреть на собак и на детей. Но дети вызывают дикое раздражение, когда делают вид, что они Смоктуновские. Вот в «Тринадцатой звезде» и вообще в «Апрелике» дети всегда абсолютно органичны и естественны. Это, мне кажется, очень здорово».

Театральгый критик Ольга Егошина отметила, что «Тринадцатую звезду» ставили в основном как пьесу-притчу с отсылками к размышлению на тему быть или не быть, лучше умереть на свободе, чем жить на коленях. Здесь же её пришлось приспосабливать, сглаживать конфликты, «недаром все кролики похожи друг на друга», все они одинаковые, хотя лучше бы были чуть-чуть индивидуализированы. И «все равно в пьесе «торчат» возможности более мрачного прочтения. Нужно ли это детскому театру?.. Не знаю», – выразила сомнение эксперт. Но в чем сомневаться не приходится, так это в том, что «Апрелик» «делает большое дело, потому что, в конце концов, его главная задача – не вырастить из детей профессиональных актеров, а вырастить благодарных зрителей театра, в частности русского».

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Официальная социальная сеть проекта — ВКонтакте. Официальный информационный партнер фестиваля: ТАСС. Информационные партнёры: Радио «Культура», «Евразия сегодня», Культура.РФ, «Театрон», «МосКультУра», «АртМосковия», AllFest.ru, Афиша КП, Global City, «АртВести».

Добавить комментарий