«Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. Основатель и руководитель театра-студии «Мастерская Мельпомены» Анна Штатская рассказала, какие изменения внес карантин в жизнь театрального коллектива в Дубае.
– Анна, какие планы разрушил карантин?
Очень большие планы. Кроме того, что мы сейчас не можем встречаться в студии, репетировать, не состоится самое главное для нас театральное событие: ежегодно в мае проходит небольшой фестиваль «Театральная весна», когда за 3-4 дня студия показывает все спектакли, созданные в течение года. Своей сцены у нас нет, поэтому каждую весну при поддержке консульства РФ в Дубае мы арендуем зал и показываем все, чему научились за минувший год. Например, в прошлый раз, благодаря поддержке консульства, мы смогли сделать показы бесплатными.
– Какая структура у вашей студии?
– «Мастерская Мельпомены» существует уже пятый год. Я веду занятия раз в неделю в каждой из шести групп разных возрастов и категорий. Например, одни занимаются первый год, другие четвертый. Есть одна детская группа. Опыт работы с детьми у меня довольно большой. До переезда в Дубай десять лет я вела детскую студию актерского мастерства в Греции. После того, как мы семьей переехали в Эмираты, я решила вновь организовать студию и через год работы с детьми поняла, что мне было бы очень интересно поработать и со взрослыми. Моя «Мастерская Мельпомены» единственная студия, где обучают актерскому мастерству в Дубае. Местное население не интересуется театром, если не сказать, что вообще к нему равнодушно. На постоянной основе в Дубае существует только опера, регулярного драматического театра нет, бывают только проектные спектакли.
– Какие есть критерии отбора в мастерскую? Есть среди взрослых студийцев профессиональные артисты?
– Критериев нет, потому что главное – обучающий процесс. Большинство приходит в студию не с целью играть на сцене, а с целью научиться вести себя на сцене, как и в жизни, раскрепощенно и свободно. И уже имея пятилетний опыт работы со взрослыми, я могу сказать, что даже за год занятий люди очень сильно меняются. Научить можно каждого, в каждом есть потенциал. Обычно в сентябре, в начале учебного года, ко мне в «Мастерскую» приходит большое количество желающих попробовать себя в актерстве, часть отсеивается, но по статистике, кто остался с нами до января, готов пойти, что называется, до конца – до майских показов. С середины года начинается самое интересное – подготовка первых этюдов и монологов, каждый начинает репетировать свою программу. И в нашем небольшом фестивале есть специальные показы монологов и диалогов, которые представляют те, кто занимался в студии первый год.
– Репетиции, занятия сейчас проходят в онлайн формате?
– Репетиции проходят в Zoom, но только спектакля, который мы готовили к 9 мая. Все остальное – на паузе. Но транслировать спектакль не будем, поскольку это не концерт, а полноценная постановка, к тому же очень сложная по своей тематике. Перевести ее в онлайн, думаю, невозможно. Пока репетируем и ждём, когда вернёмся в оффлайн. Ничего не отменяем, просто переносим на осень.
Онлайн сейчас проходят только встречи моего литературного и киноклуба, который я провожу раз в месяц для взрослых и детей. Например, недавно смотрели и обсуждали фильмы Хичкок. Со взрослой группой литклуба в данный момент читаем «Анну Каренину», а также смотрим самые известные экранизации романа.
– Какой спектакль вы готовили к 9 Мая?
– Он называется «Они убивали ангелов», на тему концлагерей. Это моя инсценировка по нескольким произведениям, в основе которой – записи Виктора Франкла (известный австрийский психотерапевт и невролог, бывший узник нацистского концлагеря, создатель логотерапии) и книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». События происходят в одном из концлагерей в женском бараке, куда привозят ещё и детей. День Победы – очень трепетный праздник, и моя задача каждый раз – максимально студийцев задействовать в постановке к 9 мая. В «Они убивали ангелов» заняты шестнадцать человек. Поскольку в Мастерской один мужчина, а все остальные – женщины, это тоже всегда предопределяет выбор материала.