В Берлине прошел уже ставший традиционным III Международный фестиваль «Мир русского театра», организованный журналом «Театрал». Восемь театральных коллективов из разных стран съехались в столицу Германии, где с 6 по 9 июня представили свои спектакли. В работе фестиваля участвовали эксперты — известные театральные деятели. Режиссер, профессор Щукинского училища Владимир Иванов и театровед, профессор Школы-студии МХАТ, Ольга Егошина поделились с «Театралом» своими впечатлениями.
Режиссер, профессор Владимир Иванов:
— Я первый раз участвую в фестивале «Мир русского театра», и на меня происходящее произвело очень сильное впечатление. Очень хочется, чтобы студенты, которые учатся у меня на курсе, артисты, с которыми работаю, хотя бы отдаленно знали о том, что делают эти люди, как они живут и как они верны театру. Это, действительно, настоящее служение делу театра, потому что условия, в которых всё это создается, отнюдь не благоприятны. Я сейчас говорю не о качестве, а о степени вложения сил, энергии и о невероятной верности и любви. Это что-то необыкновенное, производящее просто невероятное впечатление.
Мне кажется, что участие коллективов разного уровня — это правильная идея. Особенно для тех, кто находится в начале своего пути. Это дает возможность видеть перспективы и понимать до чего можно дорасти таким упорным трудом. И это тоже один из двигателей, потому что, когда ты видишь достижения других, в том деле, которым занимаешься, возникает вера в то, что и ты, наверное, так можешь.
По степени профессионализма, возможностей, задач и результата, которого люди добиваются — это конечно, совершенно разные спектакли. И в этом, мне кажется, прелесть и особенность этого фестиваля. Понимаете, мир театра – это, действительно, мир. Существует такая земля, такое государство, как театр, и все люди, где бы они географически ни находились, они все равно, жители этого государства, этой земли. Поэтому всё равно при всех очень разных уровнях, это люди одного вероисповедания, одного гражданства. И это очень чувствуется, когда ты видишь, как смотрят артисты из других театров спектакли своих коллег. В этом есть и какое-то ревнивое внимание, с одной стороны, а с другой, — чувство сопричастности. И это прекрасно. Это и создает уникальную атмосферу этого фестиваля, так душевно организованнго журналом «Театрал». Когда никто ничего не выигрывает, люди не за место борются, а ради прекрасной возможности всем вместе собраться, удивиться и порадоваться тому, что происходит рядом с тобой. Это я вижу по глазам людей, по их реакциям, по словам, которые они говорят, по тишине, которая возникает в зале, по аплодисментам, которые звучат в конце спектакля.
Театровед, профессор Школы-студии МХАТ, Ольга Егошина:
— Фестиваль проходит третий год подряд, и за это время он стал уже центром притяжения для очень многих русских театров, которые обитают за рубежом. Когда мы только начинали, то действительно не подозревали, что их настолько много и что они все настолько разные. Есть и большие театральные коллективы и совсем крошечные. Есть те, которые существуют десятки лет, и которые, только возникли. Профессиональные и любительские. Детские и взрослые. И выяснилось, что единственное, чего не хватало – это такого «бродильного зерна», которым стал фестиваль «Мир русского театра». Он стал своего рода «точкой сборки». Вокруг него, с одной стороны, стала формироваться группа постоянных участников, которых каждый раз очень приятно видеть, с другой стороны, всякий раз возникают совсем новые лица. На фестивале завязываются контакты и люди потом продолжают общаться уже и во внефестивальное время, обмениваясь планами, проблемами, репертуарами.
Естественно, программа форума и возможность представить свой коллектив необыкновенно важны, но не менее важно, что фестиваль в последнее время выполняет и задачи дискуссионной площадки. В частности, на круглом столе, представители театров в основном говорили о своих проблемах. И оказалось, что есть ситуация в Польше, где просто страшно говорить на русском языке и даже сама постановка русских пьес является в каком-то смысле подвигом и сталкивается с огромными сложностями, а есть Финляндия, где в маленьком городе созданы благоприятнейшие условия для работы театра, и теперь их проблема состоит в том, что они ищут режиссеров, речевиков, мастеров, которые будут помогать им совершенствоваться профессионально. То есть люди меняются стратегиями, каждый рассказывает, что у них есть, и иногда какие-то местные «лайфхаки» оказываются применимыми для театров самых разных стран.
Что для меня было особенно приятно, это интерес к молодым режиссерам. Сейчас русские театры за рубежом понимают, что мэтры – это мэтры, о них можно только мечтать и на них можно ориентироваться, как на далекие звезды, а с молодыми режиссерами из России можно реально работать. Прелестный спектакль по Чехову театра из Вены — это реальный пример того, как работающий в Питере молодой режиссер приехал и замечательно поработал с артистами в Австрии, и получился спектакль живой, свежий, легкий, я бы сказала, в русле сегодняшней театральной жизни России, что тоже важно. И стало понятно, что одной из, может быть, самых основных вещей, в которых нуждается русский театр, кроме какой-то помощи от метрополии, это в том, чтобы были выстроены связи и коммуникации. Что театры должны, хотя бы изредка приезжать на историческую родину, что театры надо больше интегрировать во все наши существующие программы летних театральных школ, которые проводит СТД, профессиональных мастер-классов и всевозможных других обучающих проектов.
Мы все надеемся, что осенний приезд лучших спектаклей в Москву, проанонсированный на открытии фестиваля его президентом Валерием Яковым, станет новым шагом на этом пути.