ИРИНА ЧАЙКОВСКАЯ (США): «МЫ ОСВАИВАЕМ НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР»

О журнале «ЧАЙКА», которому сегодня, 25 августа, исполняется 10 лет, рассказала «Театралу» его главный редактор Ирина Чайковская.

– Многие думают, что название журнала «ЧАЙКА» возникло из моей фамилии Чайковская. Но это не так. Бумажный журнал «ЧАЙКА» начал издаваться в 2001 году, его главным редактором был Геннадий Крочик, физик-теоретик, диссидент, эмигрировавший в Америку и живущий в Балтиморе. Я пришла в журнал в 2002-м, и Крочик, нуждавшийся в хорошем редакторе-филологе, сразу почувствовал мою необходимость журналу. Сделал меня постоянным автором, стал привлекать к редактированию статей, постоянно со мной консультировался. Я стала его бесплатной помощницей, в то же время активно писала сама и публиковала свои статьи и рассказы как в Америке, так и в России. В июле 2014 года Геннадий заболел скоротечным раком и умер, даже не успев распорядиться журналом. В это время мы с мужем, до того жившие в Бостоне, перебрались под Вашингтон, где муж начал работать в Мэрилендском университете. Я радовалась, что теперь мы живем совсем рядом с Геннадием и это поможет нашему общему делу, но его болезнь и внезапная смерть нарушила все планы.  Последние слова Геннадия, о которых сказал его брат, были: «Позвоните Ирине». Он видел во мне продолжательницу журнала, а в моей фамилии, как мне говорили его близкие, находил некий знак моей внутренней сопричастности к созданной им «ЧАЙКЕ».

С тех пор, а именно с 25 августа 2014 года, то есть вот уже 10 лет я нахожусь у руля «ЧАЙКИ». Неизменным моим помощником, осуществляющим всю техническую и оформительскую работу, выступает мой муж Александр Марин. Изменился ли журнал за это время? Бесспорно. Из бумажного он стал электронным, что увеличило его распространие и дало возможность каждый день помещать несколько новых материалов. Работать в таком темпе и с такой регулярностью нелегко, каждый день и без передышки приходится «вкалывать» – отбирать материалы, переписываться с авторами, редактировать и корректировать статьи и рассказы (я редактор и корректор в одном лице), а затем поздним вечером возвратившийся с работы муж (он работает в химико-биологической лаборатории) помещает в журнал новые материалы и подбирает к ним иллюстрации.

Наш журнал считается русскоязычным американским, но читают его везде, и наши авторы живут повсюду, где только звучит русская речь. Особенно ярко проявился «размах» нашей работы, когда с 2015 года мы стали выпускать ежегодные или полугодовые Альманахи с лучшими материалами журнала. Сегодня их уже 15. И в каждом участвуют в среднем около 60 авторов с разных континентов и из разных стран. Наши Альманахи в будущем будут настоящими раритетами, так как запечатлели в себе и определенный срез времени, и проблемы, волнующие представителей русской культуры во всех концах мира. К тому же у Альманахов всегда много иллюстраций и привлекательная цветная обложка, тесно связанная с содержанием выпуска – внутри сборника обязательно будет статья о картине на обложке. Наши Альманахи рассчитаны на тех читателей, которые любят медленное, доставляющее удовольствие чтение бумажной КНИГИ, в них разнообразные и интересные разделы – проза и поэзия, путешествия, история и публицистика, наука и искусство, Детский альбом и, конечно, юмор.
За эти годы мы привлекли к работе большое число талантливых авторов, которые остаются с журналом, мы гордимся теми, кто дебютировал в нашей «ЧАЙКЕ». Как правило эти дебюты – всегда явление и всегда вызывают повышенный читательский интерес.

Ни одно крупное культурное событие в наших краях, а зачастую и в Бостоне, Нью-Йорке или Москве, не прошло мимо нашего журнала. Сколько рецензий, читательских откликов на фильмы, спектакли и концерты мы опубликовали! А сколько поместили афиш и приглашений! Нет, мы делаем это не за деньги и не собираем деньги с наших читателей, как большинство современных изданий за границей. Мы, редакция журнала, работаем на энтузиазме, без денег. Как? В Америке? Без денег? Представьте: именно так. И благодарны нашим авторам, которые тоже работают без гонораров, как и в большинстве сегодняшних заграничных (и не только) изданий.

Еще об одном новшестве я скажу с особым удовольствием. Я имею в виду наши зум-постановки. «Театрал» писал об одной из них – «Зубе шамана», посвященной трагическим событиям в семье Александра Герцена. Но это всего один из довольно большого числа наших зум-спектаклей. Тут и «Звездные мальчики» – об угрозе ядерной катастрофы, и «Полинетта», где в центре – судьба внебрачной дочери Ивана Тургенева… Мы осваиваем новый театральный жанр. Пришли к нему во время эпидемии ковида, когда нельзя было собираться на обычные репетиции. И мы стали проводить репетиции на зуме. Мы – это уже некий постоянный актерский коллектив при нашей «ЧАЙКЕ». Главная опора и главный артист нашей небольшой труппы – конечно, Борис Казинец, народный артист Грузии, великолепный актер, не знающий, что такое отдых и передышка. После каждой новой постановки Борис Михайлович, в октябре отмечающий свое 94-летие, задает мне, автору пьес и их постановщику, один и тот же вопрос: «Что дальше?» Приходится соответствовать. Мы гордимся тем, что в нашей труппе работает Анна Варпаховская из Монреаля, дочь и духовная наследница знаменитого режиссера-новатора Леонида Варпаховкого. В нашем «театре» работает Ольга Лейтуш, многолетняя ученица и партнерша Бориса Казинца по созданному им в Америке «Театру русской классики». Прекрасно проявили себя артисты театра и кино Ефим Сомин и Марк Чульский из Бостона, не могу не назвать и двух талантливых братьев Лазаревичей тоже из славного города Бостон, сыгравших «звездных мальчиков» и принимающих участие в нашей новой постановке зум-спектакля «Иосиф из Аримафеи».

Назвала только часть наших дел. Каждый день приносит нам новые впечатления, новые статьи, новых авторов и новые планы. Приходите к нам в «ЧАЙКУ»! А если 25 августа в 7 часов по Москве окажетесь возле компьютера, то милости просим на наш праздник в честь 10-летия интернет-журнала «ЧАЙКА»!

Добавить комментарий