«Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович.
– Михаил Юрьевич, как живет театр в условиях самоизоляции? Вы приостановили репетиции или перевели их в онлайн?
– В Киеве, как и в Москве, действует строгий карантинный режим. Все сотрудники театра сейчас находятся на самоизоляции. И хотя основная работа приостановлена, мы собираемся в театре по два-четыре-пять человек, проводим застольные репетиции.
Один из лучших литовских режиссёров Йонас Вайткус еще до начала карантина начал ставить у нас спектакль о Маяковском. Карантин и для него и для нас оказался неожиданностью не очень приятной… Поэтому мы иногда проводим немногочисленные репетиции-читки, пытаемся двигаться на площадке…
Во время карантина психологически депрессия да и агрессия человека – часто рядом. Вопрос в том, как не допустить, или самортизировать всё это. Мы пытаемся отвлечься работой.
Сейчас появилось намного больше времени для размышления о профессии. Есть стабильный, давно проверенный метод работы: действие, цель, партнер, исходное событие… Но ведь в жизни человека есть еще и немало подсознательного. Он живет и неожиданно нахлынувшими на него предчувствиями и потрясениями… Без предчувствий и потрясений актеру трудно явить на сцене живого человека. Мы пытаемся соединять сознательное и подсознательное. Впрочем, это «открытие давно известных истин».
Я пришел к выводу, что реально в действительности существует лишь два вида театра. Условно я называю их театр-пруд и театр-река. В пруду, как известно, вода стоячая, мертвая, а в реке есть движение, жизнь, вода течет, меняется. Точно так же со временем должен меняться и театр. Иногда это происходит, иногда, к сожалению, нет… Иные это замечают, иным невдомек…
Что же касается репетиций онлайн, я не очень понимаю, как их можно проводить, не вижу навару. На мой взгляд, это подмена живого творческого процесса. Однако, пока мы в карантине, наши зрители в Ютубе смотрят наши лучшие прошлые спектакли. Начиная с 25 апреля мы открыли к ним доступ на сайте театра.
– Как складывается финансовая ситуация в театре? Можете ли вы рассчитывать на господдержку, если карантин затянется?
– Пока власть платит сотрудникам зарплату в размере оклада, но без надбавок и премий. Что будет дальше, трудно предсказать. Мы надеемся и пытаемся волноваться по мере поступления неприятностей.
– Как вы считаете, с какими задачами театр должен выходить к зрителю после карантина?
– Мои взгляды на театр достаточно консервативны. Быть может, сказывается возраст, или играет роль тот факт, что я учился у Георгия Александровича Товстоногова. По-моему, эпиграфом к творческой жизни театра стоит назвать два очень серьезных высказывания . Одно – Николая Васильевича Гоголя, второе – Томаса Манна. Первое: «Театр – это кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Второе: «Театр превращает толпу в народ». Если театр по возможности следует этим замечательным мыслям – он жив.
– Практически во всех пьесах, по которым вы поставили недавние спектакли, это и «Антигона» и «Пассажир без багажа» Ануя, и «Фальшивая нота» Карона, премьера «Академия смеха» Митани, основным вопросом является проблема личного выбора. Почему вы считаете важным говорить сегодня именно об этом?
– Ну, это разговор длинный и серьезный. В двух словах боюсь сбиться на банальности… Хотя эти спектакли у нас, в Киеве, идут на аншлагах, и это радует.