По традиции символом премии является мим. «Театрал» публикует интервью с артистом Иваном Кирюхиным, исполнившим эту почетную роль в декабре — на церемонии вручения премии «Звезда Театрала»-2017.
– Иван, что нужно для создания хорошей пантомимы?
– Наверное, в этом и состоит главный секрет пантомимы – предельная открытость зрителю. Честность влюбляет. Актер должен выдавать ровно столько, сколько есть внутри него – не больше и не меньше. Если ты попытаешься показать чуть больше, чем в тебе есть на самом деле, чуть выше поднимешь бровь, то зрителю сразу станет понятно, что это вранье.
Пантомима – высший момент искренности. Это как сказать «выходи за меня замуж». Ты весь концентрируешься на этой фразе, ведь то, как ты ее произнесешь, запомнится на всю жизнь – и тебе, и твоей любимой.
– Быть искренним со зрителем во время всего выступления, в каждом жесте – это требует серьезного напряжения, морального и физического.
– Да, физическая подготовка тоже очень важна. Вы наверняка видели самый популярный мимовский номер «Стеклянная коробка». Он требует колоссальных физических сил. Чтобы убедить зрителя в том, что не можешь выбраться, ты должен напрячь все тело, каждый мускул. Если у тебя соврет хотя бы мизинец левой ноги, то зритель сразу почувствует обман.
– Вранье без слов…
– Именно так. Сейчас все артисты хотят, чтобы в их ролях было как можно больше реплик. Но самая сложная, а значит дающая артисту возможность совершенствоваться, это роль, в которой вообще нет никаких слов – я это понял только год назад. Такую роль мим играет на каждом своем выступлении. Играет своим телом, мимикой, своей душой, обаянием. Без обаяния в этом деле никак – весь мим должен быть сплошным обаянием.
– А в жизни какие-то из своих сценических приемов используете?
– Есть один такой прием – предвосхищение момента. О нем писал Михаил Александрович Чехов, ученик Станиславского, актер Первой студии МХТ, а затем руководитель выросшего из нее театра. Перед тем, как подойти к человеку, ты должен представить, как это произойдет. Если ты хочешь поздороваться, то заранее представь ваше приветствие, и тогда во время встречи будешь чувствовать себя гораздо свободнее.
А вообще, чтобы быть хорошим актером, нужно просто быть живым. Как писал Пастернак, «быть живым, живым и только, // Живым и только до конца».