ОБОЗРЕВАТЕЛЬ МК МАРИНА РАЙКИНА ПРО «ЗВЕЗДУ ТЕАТРАЛА»
В понедельник, 3 декабря, в Москве вручат премию «Звезда Театрала». Надо ли объяснять, кто выбирает, оценивает и награждает актеров, режиссеров, спектакли? Название говорит само за себя – театрал. То есть публика. А какая она сегодня – дурная, то есть дура, как известно из устоявшегося, в определенной степени циничного мнения профессионалов? Или все-таки эволюционировала и несколько повысила свой IQ?
Что ж, если взглянуть на результаты народного голосования сезона 2017/2018, проведённого посредством Интернета, кое-какие выводы относительно его величества Зрителя все же можно сделать.
Вывод номер 1. Она не дура точно. Во всяком случае, 90 процентов из претендентов, добравшихся до финала, – вполне приличные кандидаты – как спектакли, так и артисты, не говоря уже о проектах, которые сгруппированы организатором – одноименным журналом, премию же учредившим – по направлениям. В общем, все очень грамотно.
Вот возьмём, к примеру, спектакли большой формы: «Влюблённый Шекспир» (на фото) Евгения Писарева (Театр им. Пушкина) оказался против «Гамлета» Юрия Бутусова (питерский Театр им. Ленсовета), против которого отчаянно может сыграть «БеЗприданница» Дмитрия Крымова («Школа драматического искусства»). Почему народный выбор пал на столь разные представления понять сложно – простой логикой его поверить невозможно. Но баланс между «Шекспиром», рассчитанным на самого массового зрителя (ничего плохого кроме хорошего в этом не вижу) и, положим, несколько замороченной «БеЗприданницы» все же достигнут. Да и «Гамлет» с берегов Невы не столь радикален, чтобы нарушить зыбкое равновесие между как бы массовым и как бы элитарным, чтобы картина выглядела без явных и неприятных перекосов.
То есть сегодняшний зритель в крайности, как ещё недавно, не впадает и, судя по голосованию, крайности не признает. Подостыл к новым формам, а это уже вывод номер 2.
Во всяком случае, в списке номинантов категорически нет, скажем, Электротеатра «Станиславский» Бориса Юхананова с его запредельными поисками, ведущегося, между прочим, на территории искусства. А у Юхананова в этом сезоне немало было любопытного. Как не попал в список финалистов Центр Драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина – одного из самых интересных молодых театров Москвы. Театралы проигнорировали две суперпремьеры Владимира Панкова – «Кеды» и «Старый дом». Нет, народ, явно, эксперименты не признает и признавать не намерен.
Причудливы решения твои, театрал, так и хочется вздохнуть, изумляясь выбору. Театрал, как и прежде, ориентируется на популярность имени, которая, так случается, иногда застит правде глаза. Что я имею ввиду? Спектакль средний, роль не выдающаяся, но имя мощно работает и делает своё дело. И вот уже «Лучшая мужская роль» рассматривается в весьма скромном спектакле «Не становись чужим» в «Современнике».
Но возможно, так оценены усилия Михаила Ефремова по спасению прочтения пьесы Пинтера «Возвращение домой» (на фото) режиссером Газаровым. И артисту, надо признать, в какой-то мере это удалось. И кто, скажите честно, по народной любви может тягаться с Ефремовым, обаяние и харизма которого зашкаливает? С этой точки зрения Максим Матвеев легко может проиграть со своим Кинастоном в одноименном спектакле из «Табакерки». А роль у молодого артиста уникальная, раскрывшая его с неожиданной стороны.
И как с громкостью имён собственных разберётся номинация «Театральный актёр в кино», даже и представить трудно. Ведь в ней сошлись сразу три богатыря отечественного кино и театрального искусства – Владимир Машков, Данила Козловский и Константин Хабенский. Степень медийности и значимости каждого настолько велика, что даже трудно представить кто из них окажется первее. Лично я буду болеть за Машкова: и фильм про баскетбол реально получился, и роль у Владимира Львовича оказалась выдающейся. Чего нельзя сказать о футбольной тренерской истории с участием Козловского, артиста и продюсера. Но футбол, пользуясь моментом проведения в России Чемпионата мира, может быть, и прокатит.
Порадовали кандидаты в двух номинациях – «социальные проекты» и «зарубежный театр». Первые ориентированы совсем не на массовую здоровую в физическом смысле слова аудиторию, а на немногочисленную, а потому долгое время игнорируемую обществом. И «Галафест» (на фото), который проводит фонд «Галчонок» Юлии Пересильд (кстати, она номинирована за лучшую женскую роль), и тифлокомментирование заслуживают в равной степени награды – за сострадание. А это то, что сегодня в самом большом дефиците в стране. К тому же «Звезда Театрала» – единственная премия, которая замечает и поддерживает русский театр, работающий за рубежом. Усилия людей по пропаганде русского театрального искусства не в парниковых, а тяжелых условиях, заслуживают всяческого поощрения.
Впрочем, вокруг номинаций можно сколько угодно строить предположения, демонстрируя вкусовщину, пристрастность и прочее. Но в конце концов, зрителю самому решать за что платить ему деньги и кого считать лучшим. В этой премии он хозяин, а ни какие-то там эксперты, критики, которые, к слову сказать, свои кровные за билеты не платят, а это очень даже влияет на восприятие произведения театрального искусства.