Молодёжная студия областного русского драматического театра им. Погодина из Казахстана существует не так давно, но уже успела заявить о себе. Спектакль «Март и Слива», ставший участником фестиваля «Мир русского театра», освещает очень сложную и больную тему. Дети решили взяться за постановку, в которой главный герой близок к тому, чтобы покончить жизнь самоубийством. Финал истории, конечно же, счастливый, однако зрители все равно выходят после него в слезах. Сама студия сейчас находится на грани закрытия. Но даже это не мешает ребятам творить и любить то, чем они занимаются. О том, как проходила работа над постановкой и как студия борется за свое существование рассказал Ринат Исмаилов, руководитель «Тишины Закулисья».
– Ринат, как появилась идея создания театральной студии «Тишина Закулисья»?
– Ещё во время учебы в Колледже искусств я начал преподавать в школьных театрах. А когда стал работать в Театре имени Погодина, то предложил директору открыть молодежную студию. Подготовил проект, сформировал репертуар. И в 2020 году директор одобрил это решение. Идея заключалась в том, что все театры так или иначе создавались из студий и кружков. В том числе и наш театр. Студия бы пополняла со временем ряды артистов. Да и вообще, служила бы неким экспериментальным театром, которой может в рамках своей творческой деятельности пробовать разные жанры в создании спектаклей. Кроме того, наша студия дает выход творческим способностям молодёжи. Мы, взрослые, учим детей, но также важно понимать, о чём на самом деле думает, чем живёт молодое поколение. В студии очень приветствуются инициативность и самостоятельность. Например, все поэтические вечера – от и до – сделаны самими студийцами.
– Взаимодействует ли молодежная студия с артистами Театра им. Погодина?
– Мы приглашаем на мастер-классы ведущих мастеров Погодинского театра. Смотрим все спектакли театра и по возможности репетиции. Ребята принимают участие в съёмках сериала с участием наших артистов.
– А почему студия получила такое название?
– Когда пришло время как-то назваться, мы перебрали массу вариантов. Всё было не то. Я ребят спросил, какую фразу они слышат чаще всего на наших репетициях. Этой фразой оказался мой крик: «Тихо там, за кулисами!» Немного облагородили название и стали «Тишиной Закулисья».
– Хотят ли ваши ученики стать профессиональными актерами? Или для них это больше хобби?
– В конце каждого года два-три выпускника поступают в театральный ВУЗ. Например, одна девушка выпустилась из Екатеринбургского театрального института. Еще одна девушка сейчас учится на втором курсе Северо-Казахстанского университета, она совсем недавно стала членом Ассоциации русских театров и теперь возглавляет Общественное объединение «Северо-Казахстанский русский молодежный театр». Они тоже создают спектакли. Это я к тому, что некоторые мои выпускники уже становятся профессионалами. Но для большинства это, конечно, приятное увлечение.
– Какая судьба у ваших спектаклей? Вы продаете на них билеты?
– К сожалению, выступаем нечасто. Билеты продаём. Хотя и благотворительно тоже показываемся. Жизнь спектакля в студии очень короткая. Ребята вырастают, и постановку приходится закрывать. Поэтому активно ставим новое, стараемся почаще выезжать на фестивали и конкурсы, чтобы продлить жизнь спектакля. Но у молодежной студии и преимуществ много. В больших театрах зрители приходят на спектакли, например на «Ромео и Джульетту», а героев играют возрастные актеры, и, как не старайся, это видно. И еще, когда приходят дети и смотрят на таких же детей на сцене, они верят в эту постановку. Так это гораздо проще попадает в сердце ребенка. После каждого спектакля приходят 2-3 новых студийца.
– С чего начиналась эта постановка?
– Однажды после какого-то конкурса я устроил детям большой отпуск. Заказали базу отдыха: катались на лыжах, на коньках, плавали в бассейне, танцевали. И как-то после очередной прогулки дети резко притихли. Я иду их проверять, а они закрылись в комнате и что-то читают. Уже утром они подходят ко мне и предлагают к постановке пьесу «Март и Слива». Я ее почитал и честно сказал, что мне не нравится, что она драматургически слабенькая, и делать ее не буду. Но ребята захотели попробовать поставить ее самостоятельно. Я предоставил им малый репетиционный зал, а через два месяца меня пригласили на прогон. Я был немножечко ошарашен. Все сделали правильно. Режиссером ребята сами выбрали Риану, потому что она принимала большее количество решений, больше предлагала идей. Риане сейчас 17 лет. Спектакль она поставила, когда ей было 15. Первое боевое крещение было в Красноярске. Мы были очень тронуты, когда Ольга Вячеславовна Зайчикова, декан театроведческого факультета ГИТИСа, назвала работу замечательной, особенно для пятнадцатилетней девушки.
– Получается, ваши ученики действительно горят театром и не бояться реализовывать свои идеи…
– Для меня, как для педагога, самое главное научить их самостоятельности. Иногда я детям говорю: с вами или без вас. Если идея родилась, я ее в любом случае сделаю. Но и с их стороны важно желание и включенность в процесс. И для меня важно, чтобы после того, как они уйдут из студии, они могли самостоятельно творить, ставить спектакли, поэтические вечера. Я хочу, чтобы они научились всему, чем владею я.
– Как вам кажется, проблема детского суицида, которой посвящен спектакль, была всегда? Или она обострилась именно в последнее время?
– Надо понимать, что дети в большей своей части живут двумя мирами – реальным и цифровым. Когда ребенок не может противостоять реальности в виде непризнания в классе, нелюбви красивой девочки или мальчика, непонимания со стороны родителя, то у ребенка возникает внутренний протест. Иногда это заканчивается суицидом. Я могу сравнивать только со своим детством. Проблемы были очень похожие. Так же со сверстниками ругались, дрались, и в любви не всегда везло. Мысли плохие преследовали, но о суициде мы никогда не думали. У меня с ребятами выстроены довольно доверительные отношения, сами понимаете, театр – это вещь открытая. Нужно оголить душу, рассказать о себе, о своих чувствах, чтобы потом их можно было передать и сыграть. И я был потрясен, когда узнал, что практически 99% детей иногда задумываются о суициде. Даже те ребята, которые живут по нашим меркам благополучно. Ко мне подходят дети и абсолютно откровенно признаются: «В тот момент я подумал, что, может, проще умереть».
Самая главная и нерешаемая проблема детей заключается в том, что нельзя «поменять» родителей. А в семьях порой происходят жуткие вещи. У меня опыт большой, я 18 лет проработал в детском доме. Один ребенок рассказывал: «Последнее, что я помню о семье – это как папа разбил головой мамы батарею. Приехала милиция и меня забрали». Родителей действительно не поменять. «Март и Слива» взрослым оказалась интереснее, чем детям. И это правильно. Дети видят в спектакле просто сами себя. А для родителей это шок: «Как так?! Это же наши дети!». Благодаря нашему спектаклю они могут посмотреть на себя со стороны и что-то осознать. Взрослым также важно объяснить, что их задача – показать детям, что мир многогранен, что можно уйти от проблем просто в другую сторону: поменять школу, поменять друзей, поменять увлечения. Да всё что угодно сделать.
– Как актеры готовились к своим ролям, учитывая эмоциональную тяжесть темы?
– Самая большая проблема в том, что многие дети живут так, как их герои. У некоторых ребят нет никаких взаимоотношений с родителями. Проблема влияния третьих лиц также очень актуальна. Поэтому они как бы заново проживают свои жизненные проблемы. А это лишняя нагрузка на психику. Соответственно наша задача – дать их проблеме разрешение, – чтобы они с помощью этого спектакля увидели, что выход есть всегда.
– Кто занимается музыкальным сопровождением и художественным оформлением постановки?
– Конкретно спектаклем «Март и Слива» занимались исключительно ребята. Риана собирала весь материал. А насчет декораций, брали всё что находили за кулисами и что можно было взять.
– Действие происходит практически в полутьме. Почему?
– Это как раз было отражением того второго мира, который у детей в телефоне. И даже бабушка существует в своих монологах в тёмных синих тонах, как бы подчеркивая некоторую отстраненность от внешнего мира. Мистер Блад появляется только при красном свете, потому что его нет в этом мире, он есть только в телефоне. Ну и как говорил режиссёр, тёмный цвет более драматичный.
– Бабушка присутствует на сцене практически весь спектакль. Почему?
– Риана как режиссёр решила, что бабушка будет постоянно на сцене, как символ того, что в этом мире всегда кто-то за нами наблюдает. Может быть даже как ангел-хранитель.
– Декораций много, и они не меняются ради удобства или в этом есть художественный замысел?
– Да, в первую очередь это было просто удобно. Мы понимали, что поедем на фестивали, и важно было подобрать декорации даже в другом городе. Повторюсь, что я не был сторонником постановки этого спектакля, но, когда увидел первые наброски, мне очень понравилось сценография, в которой совершенно ничего не мешало.
– Как зрители реагируют на спектакль? Получали ли вы отзывы от родителей, подростков, возможно сами актеры приходили к каким-то мыслям?
– Зрители очень тепло принимали этот спектакль. К нам приходили взрослые люди и рассказывали о своих чувствах после просмотра. Некоторые зрители писали мне лично и благодарили. После спектакля им было о чем поговорить со своими детьми. Кто-то говорил, что был напуган, когда увидел, чем живет молодое поколение. В целом на обсуждениях взрослые говорили о том, что не верят в то, что молодёжь так живёт. И наши ребятки убеждали их, что увиденное – правда.
– Расскажите о планах студии.
– Как говорится, всё очень сложно. В январе директор театра принял решение закрыть студию. Это произошло из-за того, что «Тишина закулисья» стала слишком успешной. Основные жалобщики – артисты театра. Они обвиняли студию в том, что мы много ездим на фестивали, что дети мешают им работать. Директор сказал, что ему проще закрыть студию, чем воевать с артистами. Через суд в апреле я вернулся в театр. Из-за всего этого, к сожалению, сезон для нас оказался неудачным. Мы не смогли поставить новый спектакль и поиграть на сцене театра.
Наши дети в восторге от всех артистов, они просто не понимают, почему их не любят в театре, почему на них пишут доносы. А писать начали чуть ли не руководителю региона.
– Звучит как ревность и зависть.
– Так и есть. За 2023 год дети четыре раза съездили на фестивали: в Красноярск, Курчатов, Астану и Барнаул. Отправляли записи спектаклей в Тараз, Караганду, Гатчину. В то время как театр съездил куда-либо только один раз. Мы привозим лауреатство, иногда гран-при. Театр привозит диплом участника.
– Но ведь ваши ученики – будущее этого же театра.
– Знаете, самое смешное, что во главе этой компании стоит народная артистка, которой скоро исполнится 80 лет. Она говорит, что мы любители, и нам не место в профессиональном театре. Я ей объясняю, Людмила Николаевна, вы пришли в студию в Петропавловске после восьмого класса и доросли до народной артистки. У вас нет ни одного образования, но вы стали настоящим профессионалом. И эти дети идут по вашему пути. Да у нас половина театра без образования. Например, гениальный актер Женя Потешкин пришел с завода. Я никогда не показывал зрителю спектакль, который не соответствует определенному уровню. На «Марте и Сливе», мне очень приятно это осознавать, я это видел своими глазами, зрители сидят в зале в слезах. Я не скажу, что мы профессионалы, но мы достойны того, чтобы показываться на сцене театра.
– Сейчас студия работает?
– Да, студия работает. Парадоксально получилось, что студия официально не оформлена в театре как отдельная единица. Это одна моя ставка руководителя студии. Через суд я вернулся, они подали апелляцию. Я ее выиграл, поэтому до начала сентября вопрос о студии открыт.
Немного жаль потерянный год. Это даже больше связано со мной. Дети пока не осознают того, что жизнь скоротечна, в молодости она бесконечна. А мне 51, и я понимаю, что у меня таких крепких сезонов еще ну 10-15 осталось. Потом я буду увядать, стареть, я уже не смогу в полную силу работать. Очень жаль потерянный год. Но я еще веду театр в лицее нашего города, и там сезон вышел очень плодотворным. Прошлогодний «Евгений Онегин» собрал много наград на разных фестивалях. В этом году мы защитили звание народного театра. Выпускаем девять спектаклей в год! Конечно, хочется вернуться в Погодинский театр окончательно и бесповоротно, укрепиться там.
Недавно мы взяли дипломы 1-й и 2-й степени на фестивале «Характеры» в рамках Шукшинских чтений в Алтайском крае. А еще дети выиграли конкурс, посвященный 225-летию А.С. Пушкина и получили бесплатные путевки в Артек. Планы большие! Во-первых, мы не победили в прошлом году на Дельфийских играх. Поэтому к весне мы готовим большой мюзикл по Алдару-Косе с песнями, танцами, шутками. Это будет концерт-программа-спектакль. Ежемесячно у нас проходят творческие вечера. А еще, это удивительно, дети очень хотят сделать что-то патриотическое. Для них это в первую очередь про дом и семью. Дай бог, чтобы все судебные дела завершились, и мы снова спокойно работали.