Рыцарь и гражданин

Чествование народного артиста СССР состоится в понедельник, 2 декабря, на торжественной церемонии «Звезда Театрала» в Театре им. Вахтангова.

В труппу Вахтанговского театраВасилий Лановой был принят в 1957 году после окончания Щукинского училища (курс Цецилии Мансуровой), успев еще будучи студентом сыграть главные роли в фильмах «Аттестат зрелости» и «Павка Корчагин». Много на долю актера выпало ролей военных, статных начальников с крепкими нервами и железным характером, но всегда он давал «второй план» своего персонажа, приоткрывая тайники души, куда и заглянуть опасно. Но были и роли совсем другого покроя – Цезарь и Пушкин, Дон Гуан и Маяковский, выступления в концертах с поэтическими программами и, конечно же, романтически возвышенный Принц Калаф в легендарном спектакле «Принцесса Турандот».

− Имя Василия Семеновича Ланового отпечаталось в моем сознании давно, задолго до 1982 года, когда я поступил в труппу Театра им. Вахтангова, — говорит Театрального института им. Щукина Евгений КНЯЗЕВ. – В бытность мою студентом политехнического, а потом и театрального института я и представить себе не мог, что когда-нибудь стану его партнером, коллегой, другом, а потом даже начальником в Театральном институте им. Щукина.

Когда я учился в школе и только мечтал об актерской карьере, все это не могло мне присниться в самом радужном сне, потому что Лановой в моем представлении – недосягаемая вершина. Тогда была целая плеяда блистательных артистов, их фотографии продавались в киосках «Союзпечати», но ореол одного из первых и любимых артистов оставался за Лановым. Что ни картина, то всегда необычное существование. Я даже не говорю про фильм «Офицеры», который стал символом верности, честности, мужественности. И, может быть, по этой картине судят о современных военных, и многие ребята пошли в военные училища, мечтая стать похожими на Ивана Варавву.

Но в его послужном списке есть и «Война и мир», и «Аттестат зрелости», и «Алые паруса» − блистательные работы! И вот, в 1982 году, поступив в театр, я увидел его не только на сцене, но и в обычной жизни. Для нас, мальчишек, вчерашних студентов, он все равно оставался кем-то недосягаемым. Мы наблюдали, как он хохочет с коллегами, слышали, что его все зовут «Вася». И я тогда думал: «Боже мой, неужели кто-то осмеливается называть его Васей?» И вы знаете, ведь до сих пор называют. Иногда даже я позволяю себе обратиться к нему Вася и тут же добавляю, Вася Высочество.

Как он был Василием, Базиль Базиличем, таким и остается – общительным, простым, человечным, талантливым, любящим свое дело, преданным этому театру, в котором прослужил уже больше 60 лет, и, думаю, что и сейчас не променяет его ни на какой другой. Он будет работать и выходить на сцену до самого последнего часа.

Моя особенная гордость состоит в том, что с 1985 года мы стали партнерами. Тогда мы и начали потихонечку сближаться, он уже меня различал, что есть такой молодой артист Евгений Князев, знал мое имя. Когда он видел меня, входя в театр, то улыбался и здоровался за руку. Мне это было невероятно приятно. Со спектаклем «Три возраста Казановы» мы объездили всю страну и играли очень долго − 25 лет. В нем были заняты в мужском составе Яковлев, Лановой и я. А Оля Гаврилюк, Оля Чиповская и Лена Сотникова – в женском составе.

Мы с Василием Семеновичем сошлись на сцене, хотя и не партнерствовали, потому что играли одного и того же персонажа, но разного возраста. Я был молодым Казановой, Лановой – средних лет, а Яковлев – старшим Казановой.

А спустя годы Василий Семенович дал мне прочитать пьесу «Энигма» Эрика-Эмманюэля Шмитта. Она мне очень понравилась, и тогда он предложил поставить ее на Вахтанговской сцене. Ему, в свою очередь, передал эту пьесу Михаил Александрович Ульянов. Сначала с нами работал Сергей Голомазов, потом подключился Сергей Иванович Яшин. Так родился наш спектакль «Посвящение Еве», который мы играем уже 20 лет, партнерствуя с Василием Семеновичем. И я имею счастье наблюдать за блистательным актерским существованием Ланового. Когда заканчивается спектакль, я думаю – вот пример для молодого поколения верного служения искусству. Перед ними стоит ветеран сцены, настоящий, заслуженный и заслуженно в этом юбилейном году собравший все мыслимые и немыслимые награды. Даже стал Героем Труда Российской Федерации.

Василий Семенович абсолютно командный игрок, он слышит тебя на сцене, отвечает на твою интонацию, на твою реплику. Он не просто пришел в эту профессию, он оказался в ней по велению души. Сначала он поступил в Московский университет на факультет журналистики, но через год – в Театральное училище имени Щукина. Наверное, не бывает и дня, занят ли Василий Семенович в спектакле или нет, чтобы он не пришел в театр и со всеми не поздоровался. Для него театр – не пустой звук, не просто место работы. Это место, где он живет.

Принцип нашей театральной школы – любить студентов, и Лановой воспитывает в них такую любовь к русской литературе, что диву даешься. Как у него получается в разговоре с ними подобрать единственно правильные слова, что ты видишь на учебной сцене не просто студента или студентку, а личность, осмысленно произносящую серьезный текст Толстого, Достоевского, Лермонтова, авторов, которых любит их профессор. И я понимаю, что кроме того, что он их учитель, мастер, он еще и воспитатель личности молодого человека. Мы часто обсуждаем с педагогами, насколько повезло тем ребятам, кому довелось встретиться с Василием Семеновичем на учебной площадке.

Лановой занимает активную гражданскую позицию. При этом можно с ним соглашаться или не соглашаться, у него есть своя точка зрения, которой он следует. Он не вступает в споры, не доказывает свою правоту, если мнения с собеседником не совпадают, он просто отходит в сторону. Он живет с той правдой, в которую он всецело верит. И это заслуживает большого уважения. Он не перескакивает – сегодня я белый, а завтра вдруг красный. Ничего подобного.

У него четко выстроенная нравственная система. Василий Семенович особенно чтит память о Великой Отечественной войне, потому что все ее тяготы и ужасы известны ему не понаслышке. Он возглавляет движение «Бессмертный полк», в котором участвует каждый год. А еще в театре есть стенд, посвященный Лановому, и туда вешают статьи только про него. В благодарность за актерскую и человеческую верность.

Добавить комментарий