«Творчество живет вопреки медицинским диагнозам»

Студия «Параллельный мир» Олега и Ларисы Чичко – театр особый. Здесь играют люди с нарушениями ментального развития. У каждого за плечами своя непростая история. В этом году постановка «Подпрыгнувший мышонок», которую исполняют особые артисты, оказалась в шорт-листе «Звезды Театрала» – за такое подвижническое начинание зрители голосовали очень активно. В итоге победу одержал другой не менее значимый социальный проект – тифлокомментирование спектаклей в Московском Губернском театре. Но награды, конечно, не главное; главное – сами дети, которым «Параллельный мир» дает шанс, когда даже врачи разводят руками. Перед началом церемонии «Театрал» задал Олегу Чичко несколько вопросов.

– Олег Васильевич, как возник ваш театр?
– Изначально мы задумывали театр для детей с синдромом Дауна, но впоследствии к нам стали приходить люди с самыми разными ограничениями здоровья. Было бы несправедливо отказывать им, поэтому мы решили принимать в студию также детей с аутизмом и ДЦП.

В целом, нам удалось объединить их всех в одном театре. Хотя, конечно, наладить контакт получается не всегда. Аутисты, например, очень экспрессивны, они не могут держать в себе эмоции, а детям с синдромом Дауна переносить крик довольно трудно. Если контакта не получилось, родители, как правило, сами принимают решение забрать ребенка, чтобы не травмировать ни его, ни других. Так что здесь есть свои сложности.

Но, так или иначе, сейчас у нас сформировался костяк из четырнадцати ребятишек. Кто-то не может читать, потому что не распознает знаки. Кто-то, как 30-летний Женя, никогда не учился в школе. Педагоги говорили, что он необучаем, поэтому он получил только семейное воспитание, все время находясь дома с мамой.

Родители, кстати, принимают в жизни студии активное участие: шьют костюмы, делают декорации, дежурят на спектаклях и готовят реквизит. В то же время у нас есть одно условие: на сцену они не выходят. Ребята должны уметь самостоятельно справляться с ситуациями, которые возникают на площадке. И благодаря такому подходу нам действительно удалось научить их импровизации.

– В чем особенность работы с такой труппой?
– Главная сложность – найти подход к каждому ребенку. Здесь все строго индивидуально. Когда Андрею было шесть лет, врачи сказали, что он никогда не будет разговаривать. Но Лариса Петровна разработала для него специальные упражнения, и он все-таки заговорил. Театральное творчество живет вопреки медицинским вердиктам.

Сейчас к нам вернулся Федот: в возрасте полутора лет он получил похожий диагноз. Кроме того, что у него синдром Дауна, медики говорили, что он еще и глухой. Но это не так. Федот слышит. Просто в ходе тестирования врачи не привлекали его внимание. Ему было неинтересно, поэтому он не реагировал. Сейчас он слышит и разговаривает. Своеобразный ребенок, мы еще только пытаемся выстроить с ним отношения.

– В Омске есть проекты подобные вашему?
– Да, теперь уже их немало и не только в Омске. Например, в 2016 году на Международный арт-фестиваль «Обыкновенное чудо» (это фестиваль театрального творчества детей с особенностями развития) приезжали коллективы из Екатеринбурга – «СоБытие», Тюмени – «Дети Индиго», Новосибирска – «Белый воробей» и другие.

Омск представляли семь коллективов, существующих при психоневрологических интернатах, коррекционных школах и детских садах. Там, правда, с детьми работают педагоги, то есть люди без специального театрального образования. Наша студия в этом смысле отличается профессиональным подходом к созданию спектаклей. Мы выпускники Новосибирского театрального училища, поэтому у нас есть возможность поделиться с детьми тем, что мы умеем.

– Особенности ваших воспитанников влияют на репертуар?
– Да, мы выбираем темы, которые были бы близки и понятны детям. Например, наш первый спектакль по книге художника Джона Роу назывался «Обнимите меня, пожалуйста!». Название говорит само за себя. Спектакль «Ангелы живут среди нас» – о том, что каждый ребенок рождается ангелом, просто потом вырастает и забывает об этом. Спектакль «Подпрыгнувший мышонок», номинированный на «Звезду Театрала», – о нежелании смириться и об умении жертвовать.

Наверное, проще всего поставить пластический спектакль, но мы хотим заниматься именно драматическим театром: для нас важно, чтобы дети говорили. В нашем репертуаре – очень разные проекты, в том числе сделанные совместно с артистами ТЮЗа. Например, профессиональные артисты выходили на сцену вместе с нашими подопечными в рамках Международного дня толерантности. Главная мысль, которую мы хотели донести: некрасивых людей не бывает. Вместе с актерами ТЮЗа мы также поставили спектакль «Служанка-интриганка» в жанре комедии дель арте. У каждого артиста был свой подопечный, и они взаимно обогащали друг друга. Такие спектакли пользуются особым успехом, потому что в них много импровизации.

Сейчас нам хочется чего-то нового, поэтому мы приглашаем драматургов написать для наших детей мини-пьесы. На это нас вдохновил социальный форум в Новосибирске «Город равных возможностей», в рамках которого прошла читка пьес, написанных драматургами совместно с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и ребятами с особенностями развития. Когда через драматургию проступает взгляд ребенка, получаются удивительные документальные истории. Хотим сделать нечто подобное. Проект будет называться «Песочница». Мы уже подобрали стихи и музыку.

– На что вы живете? Вас поддерживает кто-нибудь?
– Мы трижды получали президентский грант. Постановки спектаклей «Ангелы живут среди нас» и «Служанка-интриганка» были осуществлены как раз на эти средства. Также в течение года в Омске работал общественно-культурный центр «Территория равных возможностей», благодаря которому ребята с особенностями развития могли заниматься различными видами искусства. На выездные показы субсидию выделяет администрация города.

– А сцена? У вас есть своя площадка?
– Нет, собственного угла пока нет. Сценическую площадку нам безвозмездно предоставляют Омский ТЮЗ, театр «Арлекин» и Дом актера. Еще один добрый человек Константин Сомов позволил нам обосноваться в помещении, которое приобрел для собственных нужд. Там удалось оборудовать маленькую сцену и зал на 50 мест. Из семи выпущенных спектаклей три мы играем здесь.

Мы взаимодействуем со многими общественными организациями, но больше всего нам помогает президент Омской региональной общественной организации «В.И.З.А» Наталья Алексеевна Усанина. Эта организация представляет людей с инвалидностью.

Радостно, что у театра есть постоянный зритель не из числа родственников. В основном, это студенты Омского педагогического университета и школьники. Хочется, чтобы творчество наших ребят вызывало искренний интерес, а не оставалось «маминой радостью».

– Почему вы сами хотите заниматься с особыми людьми?
– Не знаю, с одной стороны, эта работа выжимает – бывает, руки опускаются. Но, с другой, ребята всегда выкладываются на сто процентов: они просто не умеют работать вполсилы, всегда существуют на максимуме своих возможностей. И ты тогда думаешь: а почему я не могу так же? И потом, раз уж мы взялись за это дело, теперь мы уже не можем его бросить. Вряд ли возможно облегчить жизнь этих детей, но в наших силах изменить отношение к ним и обратить внимание на их творчество.

Добавить комментарий