Директор театра «Практика» Борис МЕЗДРИЧ пришел на церемонию вручения премия «Звезда Театрала» за наградой в одной из главных номинаций. Лучшим спектаклем малой формы зрители признали хит брусникинцев «Человек из Подольска. Сережа очень тупой».
– Работа, благодаря которой вы сегодня здесь, чем она завоевала зрителей? Чем вы сами объясняете высокий интерес, высокий спрос?
– Четыре года назад я получал «Звезду Театрала» за «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета. И он оказался крайним спектаклем в моей карьере (именно крайним – не последним). Сейчас вместе с коллегами я получаю награду за первый спектакль, который выпустил как директор театра «Практика» – «Человек из Подольска. Сережа очень тупой». И это очень отрадно, потому что премия журнала «Театрал», наверно, единственная в России, где зрительское внимание организовано и артикулировано. И вообще, если говорить немного пафосно, то голосование и церемония «Звезды» – это демонстрация гражданского общества, когда театр и зритель – единое целое. Здесь, на премии, это демонстрируется очень убедительно.
– Драматург и режиссер Николай Коляда утверждает, что «театр – это праздник». И что бы ни говорили, «театр – это, прежде всего, развлечение». С точки зрения зрителей. А с вашей точки зрения?
– Я страшно не люблю фразу, которая циркулирует среди зрителей: «Отдохнули в театре». Я просто не могу это слышать. Меня каждый раз начинает корежить. Ну, как «отдохнули»?! Мы же работаем для того, чтобы у человека возникли сложные эмоции. И, может быть, не в момент спектакля, а потом, уже спустя время и в связи с совершенно другими обстоятельствами. Любой спектакль, даже самый неинтересный, он все равно возбуждает в зрителе эмоции, а их степень, их уровень, конечно, могут быть разными.Театр – это вообще духовная сангигиена. Ходить в театр, быть частью театра – значит подпитываться: это элемент жизнеобеспечения, как хлеб, как вода. Ну а развлечение – чистое развлечение – это по другому ведомству.
«Человек из Подольска. Сережа очень тупой» как раз сделан таким образом, что выходишь со спектакля и думаешь: «Вот она, наша неспокойная жизнь, демонстрация денег (о чем, кстати, и премьера «Занос» по Сорокину) и демонстрация человеческих отношений, демонстрация порядочности, той, что раньше называлась интеллигентностью». Это, честно говоря, исчезло. Мы видим много решений, которые принимаются исходя из финансовых выгод. Проблема сегодняшнего театра – не конкретного, а вообще – в том, что поменялись местами приоритеты: художественная целесообразность, которая господствовала в свое время, уступила место финансовой целесообразности. Представление о главном, определяющем в театральном деле сделало кульбит.
– В уходящем 2019-м году какое событие в театре стало для вас главным?
– Привыкание к новой драме, которой занимается театр «Практика». Не то чтобы я не знал ее совсем, но для меня это было малоизученное пространство. Привыкание к новому коллективу, где есть резиденты, но нет артистов в штате, а я всю жизнь работал в стационарных театрах с большими коллективами. Нехватка привычных форм общения чувствовалась, особенно вначале, а потом я сориентировался – и стало повеселее. И с Департаментом культуры хорошие отношения сложились. И показатели хорошие есть: в репертуаре довольно много спектаклей с высоким темпом продаж. Моментально улетают билеты. «Человек из Подольска. Сережа очень тупой», за которого голосовали зрители, – из их числа. Это хит.
Но главное – мы провели Brusfest, фестиваль памяти Дмитрия Брусникина. Это человек, который позвал меня на работу, за что я больше, чем благодарен. Это человек, который продемонстрировал свою независимость и непредвзятость: профессионализм для Брусникина был важнее других историй. Он доверил мне должность директора, преодолев барьеры, которые выросли после «Тангейзера» и никуда не делись. Мы, к сожалению, успели поработать вместе всего два дня официально. И он внезапно ушел из жизни. Это, конечно, было серьезное потрясение. Я даже не мог вначале поверить: 8-го августа мы сидели и разговаривали четыре часа, а 9-го он умер. Я был последним человеком за пределом семейного круга, с кем он виделся. Мощный был человек, красивый, убедительный, деликатный. Уходя от него, я думал: «Как повезло, как же все-таки повезло… Не зря три года «на диване сидел» после «Тангейзера».
Brusfest мы, конечно, планируем повторять. С первым фестивалем нам помог Департамент культуры и Фонд президентских грантов. Они быстро откликнулись. Видимо, понимали, что речь идет о памяти настоящего, порядочного и профессионального человека – нельзя не поддержать. Все-таки есть чиновники, которые еще не потеряли это понимание. Но их, к сожалению, немного.