«Театрал» продолжает рассказывать о жизни русских театров зарубежья в условиях карантина. Сегодня наш гость — художественный руководитель театра-студии «МостЫ», Федор Невельский, постоянный участник оргкомитета нашего международного фестиваля «Мир русского театра».
– Федор, Германия прошла пик борьбы с пандемией и начинает снимать наиболее серьезные ограничения. Как это отражается на жизни вашего театра?
– Ситуация действительно постепенно меняется, уже открыты все магазины, разрешается посещать кофейни и рестораны. Запретов на прогулки, как не было, так и нет. Но все наши театральные помещения закрыты на карантин, и сегодня даже предположить сложно, когда нам разрешат посещать для репетиций наш зал. Учитывая это, мы с нашими взрослыми артистами решили все же возобновить репетиции – встречаемся на свежем воздухе, устраиваем тренинги в парках и в лесу. Совершенно неизвестно, когда мы сможем выйти к зрителю. Ясно лишь одно — до 31 августа массовые мероприятия проводится не будут. Приходится надеяться, что с сентября прежняя жизнь в театре возобновится. Но и после открытия театров останется актуальным вопрос: «Будет ли готов придти в театр зритель?». Не следует исключать, что первое время у людей сохранится страх заразиться короновирусом.
– Ваши встречи с коллегами ограничиваются лишь тренингами, или вы все же работаете над будущими спектаклями?
– Мы стараемся не терять времени впустую и продолжаем репетировать «Голубую комнату» Д. Хэйра. Кроме того, работаем и над нашей недавней премьерой, которую мы отыграли за пару дней до объявления карантина — «Урок» по Э. Ионеско. В ближайших планах была и третья постановка — «Двое на качелях» У. Гибсона. Но карантин серьёзно разрушил наши планы, особенно фестивальные. Мы планировали поехать в этом году на четыре фестиваля, в Петербург, Италию, Латвию и Литву.
– Федор, скажите, в связи с карантином появилась ли в Германии программа поддержки деятелей культуры, и можете ли вы на неё рассчитывать?
– Да, государство нам, как культурной организации, вернула полностью средства, затраченные театром на поездку на фестивали.
– А какую дополнительную поддержку получают граждане в связи с сокращением работы или ее потерей?
– В карантин я работаю по схеме сокращённой недели — три рабочих дня, оплата составляет 60 процентов от прежней зарплаты, но эту разницу в 40 процентов доплачивает государство, поэтому доход при сокращённой рабочей неделе остался 100-процентным.
– Могут ли нынешние события стать темой будущих ваших постановок, подмечаете ли вы для себя какие-то детали, сюжеты, эмоции?
– Знаете, самое интересное, что до карантина мы начали разбирать пьесу Стругацких – «Жиды города Питера». Поразительно, но почти все, что сейчас с нами происходит, там уже описано. Однако работу над этим материалом придётся отложить до следующего года, так как у него сложное пространственное решение – предполагается разделить зал на пять сцен – в сегодняшних условиях подобное пока не реализовать. До карантина мы совсем немного с этим спектаклем не успели.
А сама ситуация думаю, поспособствует рождению новых форм. И, хотя, я лично не верю в театр онлайн, в игру онлайн, потому что отсутствует взаимодействие с партнером, уходит магия присутствия, рождение события «здесь и сейчас» тем не менее считаю, что все инструменты, подобные ZOOMу, могут послужить дополнительными творческими элементами, ходами… Они ещё больше расширят границы театрального дела.
– Как, на ваш взгляд, скажется на всех нас сегодняшнее вынужденное одиночество и разобщенность?
– Я думаю, несмотря на все сложности, которые нам ещё предстоят — и в экономическом, и в психологическом смысле, этот период положительно отразится на всех нас. Ведь очень многие люди, с одной стороны, закапсулировались, а другие в то же время идут на прорыв. Ищут и видят новые возможности. Карантин способствует более активной самореализации. Например, если судить по нашим взрослым артистам в театре, то они стали просто фонтанировать новыми идеями. В прежние времена приходилось всех как-то заводить, провоцировать на творческий поиск, сейчас же ситуация совершенно противоположная. Все устали от сидения дома, поэтому направляют свою накопившуюся энергию на театр, ищут материал, постоянно обсуждаем как и что можно реализовать в нынешних условиях. Все очень искренне мечтают о сцене, и о встрече со зрителем.