«Это настоящие уроки мастерства»

На фестивале «Мир русского театра» в Берлине состоялся мастер-класс актрисы Ольги Тумайкиной «Мне интересно всё», круглый стол «Русский театр – традиции и современность» с участием режиссера Владимира Иванова и лекция Ольги Егошиной «Новые лидеры российской режиссуры».

В пятницу, 7 июня, напряженный график работы фестиваля, организованного журналом «Театрал» в столице Германии, попросту зашкаливал. Уже в десять утра участники форума собрались на мастер-классе актрисы Театра им. Вахтангова Ольги Тумайкиной.

«Во-первых, Ольга – прекрасный рассказчик, — поделилась с «Театралом» своими впечатлениями руководитель финского театра «Арт-Мастер» Кира Мирутенко. — Во-вторых, для актеров-любителей — это была уникальная возможность посмотреть на профессиональную актрису, которая буквально одной мелкой деталью, одним жестом, одним поворотом головы, очень емко демонстрирует возможность передачи внешней характерности персонажа. Это был не совсем традиционный мастер-класс, как мы его себе представляли, когда проводится тренинги, делаются упражнения. На этой встрече актриса каждым своим ответом на наши вопросы продемонстрировала все свои актерские способности, умение «оживить» персонажа, о котором она рассказывает. Это были не просто актерские байки, а настоящие уроки мастерства. Нам очень важно было понять, как рождается спектакль, как человек готовится к роли. Очень полезным для нас был рассказ о том, как готовятся в их театре к постановке какой-либо исторической пьесы. Происходит серьезная работа, актеры много читают, в Вахтанговский театр приглашают специалистов-историков, то есть необходимо настоящее погружение в эпоху. Так что для актеров-любителей это был важный очень урок того, насколько серьезно надо относиться к работе с классической драматургией».

В полдень руководители театров, режиссеры спектаклей-участников, эксперты и журналисты собрались на круглый стол с «Русский театр – традиции и современность», координаторами которого стали президент фестиваля Валерий Яков и режиссер Владимир Иванов. На встрече, как и на двух предыдущих фестивалях, разговор, в основном, касался тех проблем, с которыми сталкиваются театральные коллективы, играющие за рубежом на русском языке. Одна из главных – это поиск своего зрителя и напрямую связанный с этим, не менее остро стоящий, денежный вопрос.

Хотя в каждой стране и даже в каждом городе – свои особенности. Своим положительным опытом работы в этих условиях делилась руководитель театра «Арт-Мастер» из финского города Йювескюле Кира Мирутенко. Израильские коллективы сетовали на засилье сомнительного качества антрепризных проектов, которые, буквально, осаждают эту гостеприимную страну. Режиссер из Варшавы Жанна Герасимова говорила о сложностях, связанных со стереотипами восприятия и напряженными взаимоотношениях между Россией и Польшей. Конечно, обсуждение проблемы – это еще не их решение, но взаимообогащение театральных энтузиастов опытом работ и привлечение внимания прессы к себе и своим чаяниям, дает участникам фестиваля «Мир русского театра» надежду.

Вскоре после круглого стола гости фестиваля собрались на лекцию «Новые лидеры российской режиссуры». «Сегодня самое интересное – это говорить о тех изменениях ландшафта, которые происходят в нашей театральной среде, потому что в последние пять лет очень крут меняется театральная карта, — отметила профессор Школы-студии МХТ, театровед, Ольга Егошина. — Действительно, возникают абсолютно новые коллизии. Во главу ведущих театров становятся совершенно новые люди. Таким первым знаковым движением в этом направлении, стал момент, когда БДТ возглавил Андрей Могучий».

В своем экскурсе в мир сегодняшнего российского театра Ольга Владимировна говорила и о новом этапе в жизни МХТ им. Чехова, начавшемся с приходом в театр в качестве худрука Сергея Женовача, и о тенденции к возрождению должности «главного режиссера» в театрах, где режиссером также является художественный руководитель коллектива. В частности, речь шла о приглашении Римасом Туминасом Юрия Бутусова в Вахтанговский театр и работе Егора Перегудова в РАМТе «под крылом» Алексея Бородина. Прозвучали на лекции и совсем новые для многих зарубежных коллег имена — Никита Кобелев, Айдар Заббаров, Александра Толстошева, Анатолий Шульев.

Участники встречи внимательно слушали, а некоторые даже конспектировали лекцию историка театра. Как сказал руководитель израильского театра «Zero»: «Составляю список, в какие театры и на какие спектакли бежать в первую очередь в Москве и Питере».

Несмотря на то, что съемочную аппаратуру наши коллеги-журналисты телеканала «Культуры», получили из аэропорта с большим опозданием, они все же смогли вовремя отправить сюжет о фестивале, освещающий первые дни работы форума.

Во второй половине дня состоялись два спектакля. В пять вечера Анна Гланц-Маргулис представила свою композицию по стихам Марины Цветаевой «Я любовь узнаю по боли» в помещении Theater im Delphi, а уже в восемь часов автобус, предоставленный организаторами «Русских сезонов» в Германии, привез гостей фестиваля в Берлинский театр «Русская сцена» на чеховскую «Чайку» в постановке Инны Соколовой-Гордон. После показа создатели спектакля и эксперты, к котором в пятницу, присоединился журналист, писатель и режиссер Андрей Максимов, обсудили плюсы и минусы увиденного.

Добавить комментарий