«Звезда Театрала»-2020: представляем номинантов

В начале сентября, одновременно со стартом театрального сезона, дирекция зрительской премии «Звезда Театрала» сформировала шорт-лист и открыла онлайн-голосование. Сегодня рассказываем о трех претендентах на награду в номинации «Лучший спектакль. Большая форма».

«Пер Гюнт», Театр им. Вахтангова

Первая работа Юрия Бутусова на вахтанговской сцене в статусе главного режиссера – это мрачная и безудержная фантазия, парадоксальная и мистическая история о том, что значит «быть самим собой». Главное здесь – тема бунта против своего предназначения, тема свободы и ее границ. Пер Гюнт живет с ощущением вседозволенности и собственной избранности. Отказавшись от первоначальных принципов, он руководствуется девизом «быть самим собой довольным». Бутусов раздваивает героя Ибсена. За Пером-человеком (Сергей Волков) следит Пер-тролль (Павел Попов), вымазанный землей и кровью. Они находятся в постоянной борьбе – животное и творческое начало – пока «грязь жизни» не возьмет верх над поэзией, а Пер-мечтатель не потеряет человеческий облик, опустившись в чавкающую глину желаний. «Ибсен велик потому, что он вскрывает вещи, которых мы боимся, о которых не хотим говорить. Но, каким бы ни был человек, его спасут милосердие и любовь», – говорит Бутусов. В конце концов, не отражения в мутных зеркалах, а только те, кто любит Пер Гюнта, знают какой он – настоящий.

«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных», Мастерская Петра Фоменко

Отправной точкой черно-белого спектакля фоменок стал немой кинематограф и картины в стиле арт-нуар, детективы сэра Хичкока и готические фантазии Тима Бертона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте. Ну и, конечно, Чарльз Аддамс – автор комиксов и «Семейки Аддамсов». Смело фантазируя по поводу авторского мифа, режиссер Олег Глушков, художник-постановщик Вадим Воля и Ольга-Мария Тумакова («авторское трио», называющее себя «Московским Королевским Театром») играют с архетипическими образами и ходами в кино, с визуальными цитатами и намеками на целый ряд создателей сюрреалистичных миров. Их «Завещание» – это постирония и тотальная игровая стихия, шипучий коктейль страшного и смешного, где все, на самом деле, не то, чем кажется на первый взгляд. В карнавальной круговерти искрометных танцев и вокально-инструментальных номеров,  черного юмора и дуракаваляния, мелькает и философская притча о том, кто «режиссирует» наши жизни, кто становится Автором наших судеб.

«Ревизор», Театр Олега Табакова

«Ревизор» – это возращение легенды, спектакля «Табакерки» 1991 года, на котором смеялись все. В новой редакции режиссер Сергей Азаров, выпускник первого курса Олега Табакова, исследует природу страха и выясняет, почему Городничий, способный обмануть любого, жестоко обманулся. «Cобирательный образ многих поколений чиновников» играет Владимир Машков. Ну а мальчишку Хлестакова – «энергоемкий» 22-летний выпускник Театральной школы Табакова Владислав Миллер. Он фантазирует без остановки и, по словам режиссера, «ничем не отличается от современного человека, который ввиду общения в социальных сетях стал безответственным в своих высказываниях». «Хлестаков – это не человек, а воздух, антигравитация», – говорит Миллер, за которым здесь – много трюков на высоте. Но как же он смог заморочить целую губернию? Все смыслы, которые актерская команда стремится передать на сцене, сосредоточены, как заметил Машков, в одной гоголевской фразе: «Если Бог хочет наказать человека, так отнимет прежде разум».

Добавить комментарий