ЛЮДМИЛА ДРОБИЧ (ФРАНЦИЯ): «ХОЧУ ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕМ, ЧТО МЫ НАРАБОТАЛИ ЗА 20 ЛЕТ»

«Театрал» продолжает рассказывать об участниках фестиваля «Мир русского театра», который в этом году пройдет с 2 по 6 сентября в онлайн-формате. С создателем и руководителем русского детского театра «Апрелик» во Франции Людмилой Дробич мы поговорили о проекте «Три дня с Пушкиным в Париже», взаимодействии с российскими театральными вузами и о 20-м сезоне, который объединит многие детские театры русского зарубежья.

– Прошлый учебный год в «Апрелике» вы закончили 13-ю премьерами, а этот – с какими результатами? Насколько он был удачным в плане профессионального роста?

– Год мы закончили очень плодотворно: 14 премьер, очень много наград и фестивальных поездок – это были разные страны, разные проекты. Начинали мы с театральной экспедиции в замок-крепость Каркассон, где сделали на базе двух наших спектаклей театральный квест – погружение в атмосферу Средневековья. Впервые наши шестилетки поехали на гастроли в Ла-Рошель, где есть русская школа: утром – туда, вечером – обратно. Но для маленьких артистов это все равно – событие. Мы сделали с ними проект «Чукоккала». Показали спектакли «Телефон» и «Федорино горе». Я провела несколько игр и конкурсов по произведениям Чуковского для взрослых и детей. Потом мы все отправились на корабликах в форт Боярд. Поэтому поездка была запоминающаяся. Это, безусловно, очень большая мотивационная составляющая.

Ко дню рождения Александра Сергеевича мы выпустили проект «Три дня с Пушкиным в Париже». Эта работа готовилась в течение года – и стала событием не только для нас, но и для всего русского театрального зарубежья. Первая часть – это фильм-спектакль «Сказка о Царе Салтане», который наша театральная студия, дети от 7 до 12 лет, сделала совместно с Натальей Сергеевной Бондарчук. Часть действа идёт на сцене, а часть – на экране. И чтобы отснять несколько фрагментов пушкинской сказки, мы отправились в киноэкспедицию на остров Мон-Сен-Мишель: мне показалось, что с островом Буяном они очень похожи. Три дня жили там с нашими студийцами, их родителями и операторами – съемки проходили при поддержке киностудии «Мосфильм». Это, безусловно, был уникальный опыт, а результат – наш фильм-спектакль – мы показали в день рождения Пушкина.
Вторую часть проекта – «Пушкин в Париже» – мы сняли уже здесь, на парижских улицах. Потому что Александр Сергеевич всю жизнь мечтал сюда приехать, но его не выпускали. В столицу Франции он так и не попал, хотя в душе всегда был французом. В Лицее его, кстати, так и называли – «француз». В юбилейный для поэта год мы решили: а, давайте-ка, подарим Пушкину его мечту – откроем ему Париж.

В роли Пушкина выступил профессиональный актер театра и кино Александр Бурдо (он снимается и в России, и во Франции). Это наш педагог, уже 10 лет преподает актёрское мастерство в нашей школе. Благодаря хорошему гриму, его портретное сходство с Пушкиным было просто удивительным. Он был настолько узнаваем, что обращал на себя внимание французов, вызывал живой интерес – в метро к нему даже подходили. В итоге получился трогательный фильм – про то, как мои ребята показывают Пушкину Париж. Небольшой, но очень значимый и знаковый. Я горжусь этим проектом.

В рамках нашей авторской программы «Театр как модель сохранения русского языка» мы выпустили спектакль «Играем в Шекспира» – с режиссером Максимом Михайловым из Санкт-Петербурга и нашими старшими ребятами, от 14 до 23. Несмотря на очень сложную обстановку с визами, нас поддержали на всех уровнях. Получился очень необычный спектакль. Мы повезли его в Кёльн. Он был очень высоко оценен нашими коллегами из семи стран.

На международном театральном фестивале в Марселе дети 7-8 лет показывали спектакль «Как звери огонь добывали» Анны Обуховой, она же режиссер «Тринадцатой звезды», которую выбрали для фестиваля «Мир русского театра». С двумя группами среднего возраста, 9-10 лет, мы возили спектакли в Португалию: «Душа подушки» и «Розовый бантик» режиссёра Сергея Суворова из Москвы. Хочу подчеркнуть, что эти работы появились в рамках нашего уникального проекта «Магистр русского театра»: мы приглашаем на постановку молодых режиссеров из России, выпускников лучших театральных вузов и, кроме нас, никто из детских театров русского зарубежья это не делает.

Надо сказать, что журнал «Театрал» поддержал мою инициативу, и в декабре прошлого года мы наградили двух режиссеров – как раз Максима Михайлова и Сергея Суворова – нашим авторским почетным знаком «Посланник русского театра» за значительный вклад в сохранение русского театра зарубежья. Церемония награждения прошла в Институте русского языка им. Пушкина, а затем, в тот же день, мы были приглашены на премию «Звезда Театрала», и для нас это тоже – событие, потому что аналогов этой зрительской театральной награде нет.

– Какую работу вы выбрали для показа фестивале «Мир русского театра»? Почему именно её?

– Это спектакль «Тринадцатая звезда». Почему я прислала видео именно этой работы? Она демонстрирует безусловный рост детей, которые пришли ко мне в три года – и многие на тот момент не говорили на русском языке. Это уникальный эксперимент. Впервые за всю историю «Апрелика» я выбрала группу, половина которой владела только французским (и сейчас, если прислушаетесь к записи спектакля, вы сможете уловить французский акцент). В течение десяти лет эти дети – им сейчас уже 13-14 – работали с нашими педагогами, с приглашенными режиссерами, проехали со спектаклями много стран. Они научились за это время не только свободно говорить по-русски, но и играть, мыслить и быть на сцене совершенно органичными. «Тринадцатая звезда» это демонстрирует и подтверждает, что «Апрелик» имеет право говорить о реализации проекта «Театр как модель сохранения русского языка», она доказывает: если приложить усилия, при поддержке очень мотивированных родителей, можно привести детей к успеху. Когда мы показали в Кёльне в прошлом году «Тринадцатую звезду», зал аплодировал стоя, а это 700 мест! На видео – как раз кёльнский вариант, и вы услышите эти аплодисменты.

Так что мой выбор определён тем, что «Тринадцатая звезда» – это показательный результат работы нашей школы и результат реализации моей концепции. Потом, это очень профессионально сделано, как сказали мои коллеги на фестивальных показах. В этом году мы были еще на Мальте, где получили Гран-при за лучшую режиссуру. Я понимаю, что спектакль удался и в постановочном, и в актерском плане. То есть планка профессионального роста детей поднялась, и для меня это очень важно.

– Состав педагогов и режиссеров, которые работают с детьми, изменился за этот год?

– Состав команды расширился. Если раньше мне приходилось много раз привозить режиссеров из России, то сейчас, когда она «закрылась», делать это очень трудно. Но при этом многие приехали сюда по разным обстоятельствам, некоторые из Украины, некоторые из России – по-разному, но это всё профессиональные люди, которые закончили ведущие театральные вузы. Теперь у меня есть даже выбор. Нет худа без добра, как говорят.

– А если говорить про постоянный состав?

– В «Апрелике» работают пять профессиональных режиссеров. Это Анна Обухова, выпускница Щукинского театрального училища и постановщик нашей «Тринадцатой звезды». Это Марина Важинская, профессиональный хореограф очень высокого уровня. Я доверяю ей работу с хореографией, на которой в «Сказке о царе Салтане», например, полностью построено много сцен: спектакль положен на русский фольклор – с хороводами, играми «Бояре», «Ручеек». Её приход в команду – большое приобретение для «Апрелика».

Это Александр Бурдо, выпускник Ярославского театрального института. Во Франции он уже около 30 лет, много снимается в кино, даже номинировался на Каннский фестиваль. Причем на съемки Саша ездит и в Россию. Он идеально владеет двумя языками и может совершенно спокойно переключаться. В «Апрелике» я доверяю ему миссию педагога актерского мастерства.

С нами работает Ирина Телкова, тоже профессиональный режиссер, но в отличие от коллег она – из Франции. Александр Казанцев уже два года проводит у нас актерские тренинги, и дети их обожают. Кстати, в «Апрелике» занятия построены так, что каждой репетиции, рассчитанной на час, обязательно предшествует один час тренингов. Постановкой спектаклей занимаюсь и я. Еще Максим Михайлов приезжает два раза в год из Санкт-Петербурга на выпуск премьеры, а по воскресеньям репетирует со старшими ребятами онлайн.

– В рамках проекта «Магистр русского театра» вы планировали привлекать к работе студентов и выпускников российских театральных вузов на системном уровне. Удалось ли это выстроить?

– Эта моя мечта. Я понимаю, что пока не спадет напряжение геополитической обстановки, на практике это невозможно, но все равно пытаюсь настроить сам механизм взаимодействия. Поэтому мы и провели большую церемонию награждения в Институте Пушкина, куда были приглашены люди, очень важные для реализации проекта, и где мне дали возможность о нём рассказать. Сейчас крайне сложно привозить из России режиссеров. Чтобы вытащить одного Максима Михайлова, пришлось написать большое число писем в разные структуры. Я остановила на время процесс. Но, безусловно, продолжаю готовить почву для системного сотрудничества с театральными вузами. Сейчас я собираюсь в Москву. У меня назначены встречи и в Союзе театральных деятелей, и в Доме соотечественников, и в других организациях, которые буду опять обходить. Я знаю, кого нужно подключить, что необходимо сделать, – и это в работе. Уверена, что наш проект очень нужен для русского театрального зарубежья. Очень! Хочу успеть за свою жизнь это все-таки запустить.

– Своими планами на новый сезон поделитесь?

–  Обязательно, потому что грядет юбилейный год для «Апрелика» – 20-й. Я задумала очень много всего необычного. Не хочу никаких пышных празднеств: это в нашей жизни уже было, когда мы отмечали 10-летие. Планирую посвятить этот год знаковым проектам для всех детских русскоязычных театров – объединить их на островках международного театрального сотворчества. Хочу поделиться тем, что мы накопили, наработали за 20 лет. По этому поводу назначена масса встреч, и в Москве, и в Петербурге, потому что Ассоциация деятелей русских театров зарубежья тоже приобщилась к моим планам, расписанным на целый год. Очень надеюсь, что получится их реализовать. Во всяком случае, вижу нечто грандиозное – не только праздник по случаю нашего 20-летия, но общий праздник для всего детского театра русского зарубежья. Я хочу, чтобы от Международного центра детского театра, который я открыла в Париже, по всему миру пошли лучики и подарили счастье участия в наших совместных проектах.

Добавить комментарий