9 сентября завершился онлайн-фест «Мир русского театра», который журнал «Театрал» провел впервые после двухлетнего перерыва. Русскоязычные театры из Франции, Швейцарии, Италии, Венгрии, Израиля, Канады и США представили свои спектакли онлайн, хотя еще в 2020-м должны были собраться в Париже. В заключительном круглом столе, которому предшествовал показ спектакля «Хрупкие истории» детского русского театра «Балаганчик» (Турин) и «Капля меда» Бориса Козинца, Театра русской классики (Вашингтон), приняли участие главред журнала «Театрал» и президент фестиваля Валерий Яков, театральный обозреватель «МК» Марина Райкина и театральный критик, профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина.
«Главное, что фестиваль продолжается: два года ковида, когда все были разлучены, и нынешний год, они не разрушили «Мир русского театра». Очень хорошее название, кстати. Оно приобрело сейчас два значения, – сказала Ольга Егошина, открывая финальное обсуждение. – Фестиваль как мирное пространство, где показывают спектакли, он стал не менее многожанровым, разноплановым, адресованным разной аудитории. Здесь есть необыкновенное разнообразие авторов – от Чехова до Алексиевич. Есть те, кто работает с профессиональными актерами, и те, кто работает с детьми, которых надо научить не столько актерской профессии, сколько вообще пониманию театра. Здесь встречаются и музыкальные спектакли, и драматические, и моноспектакли, и спектакли многофигурные. Мне кажется, что это разнообразие сейчас особо ценно, потому что в мире, который хочет делиться на два краски, черную и белую, важно понимать, что их очень много, что все они необходимы, что если одна пропадет, то мы все станем беднее».
«Все-таки я не представляю, как в нынешних условиях существовать русскому театру за рубежом, в условиях в общем-то травли всего русского, ограничений, запретов, – сказала Марина Райкина. – Я вообще не люблю пафос, но мне кажется, что сейчас условия работы всех, кто находится за пределами Москвы, они адские. Я задаю себе вопрос: хотела бы я оказаться на их месте, как бы я себя вела? Даже если тебя впрямую не трогают, над тобой это висит, как дамоклов меч, как поправка, как та координата, которую ты раньше нигде не учитывал. Единственное, чем я себя утешаю, думая о театральном искусстве: как показывает история, чем больше прессинг, тем бывает неожиданнее результат. Это ужасный парадокс, но тем не менее…Может быть, те, кто готовит спектакли, изо дня в день репетирует, учит любителей, шьет костюмы и делает декорации на последние деньги, может быть, они меня опровергнут и скажут, что это большое преувеличение».
«Важное замечание, – продолжил Валерий Яков. – Хотя мы делали сейчас фестиваль, как если бы шатер строили на минном поле, не зная, где они лежат, эти мины. Строили с большим внутренним напряжением, учитывая все сложности нынешнего времени. Но если говорить о травле русской культуры, к сожалению, она происходит и в России, и еще вопрос, где в большей степени. Мы живем во время цунами. Оно еще не закончилось, и непонятно, когда закончится. Поэтому мы думали, проводить «Мир русского театра» или не проводить. Но решились, потому что все-таки ключевое слово в названии фестиваля – мир. Добрые люди сейчас должны объединяться, не забиваясь по отдельным норкам до лучших времен, дожидаясь, когда добро победит зло. Само оно не победит. Это нам каждый день нужно творить добро каждому на своём месте, как это делаете вы в ваших замечательных театрах.
Мы нацеливались на то, чтобы онлайн-фест был камерным, домашним, каким был наш живой фестиваль, эту атмосферу хотелось сохранить. И, мне кажется, это удалось», – подчеркнул главред «Театрала». «После нашего фестиваля я буду громче стучаться в разные двери – от Россотрудничества, СТД и дальше – с просьбой реально поддержать ваши коллективы, ваши театры в той степени, в какой это теперь возможно. Сегодня это особенно важно, потому что вы, вопреки всему, продолжаете творить, хранить русскую культуру, нести миру мир русского театра. И пять дней нашего фестиваля наглядно подтвердили сколь талантливо и самозабвенно вы это делаете», – особо отметил он.
Предыдущий фестиваль «Мир русского театра» должен был состояться в Париже, но в планы вмешалась пандемия, а теперь и новые геополитические обстоятельства. Но участники смотра сошлись на том, что онлайн-формат не заменит встречи и показы оффлайн, поэтому руководитель израильского ТЮЗа Шауль Тиктинер выступил с предложением провести следующий фестиваль в Израиле: «Мир русского театра сегодня, это не только русский язык, – сказал Шауль. – Это прежде всего многовековая культура театра, это Островский, Гоголь, Чехов, Станиславский… Это школа и традиции, о которых мы не забываем. Актёры нашего театра – евреи, украинцы, русские… играя в Театре не думают о национальности. Они думают о Театре. И русскоязычная публика нас любит, ждёт наших премьер, стремится к нам попасть. Поэтому мы приглашаем ваш фестиваль «Мир русского театра» к нам в Израиль. Если Париж вам не удалось взять, то Иерусалим или Тель-Авив возьмете».
Главред «Театрала» и президент фестиваля «Мир русского театра» Валерий Яков обратил внимание на то, что швейцарский «Дом Бернарды Альбы», с которого началась серия онлайн-показов, за пять дней по числу просмотров стал стремительно приближаться к одноименному спектаклю Евгения Марчелли в Волковском театре, выложенному в сеть еще два года назад во время пандемии. Значит публике действительно интересно творчество русскоязычных театров дальнего зарубежья. Поэтому было принято решение оставить спектакли участников фестиваля в открытом доступе до конца недели. Напоминаем, что посмотреть их можно на сайте фестиваля и на YouTube-канале журнала «Театрал».