Дочь народного артиста СССР Владимира Этуша нечасто бывает в Москве. Однако нынешний ее визит связан с тем, что 9 сентября исполняется пол года со дня смерти Владимира Абрамовича и в этот день на Новодевичьем кладбище будут открывать ему памятник. А накануне прискорбной даты Раиса ЭТУШ посетила спектакль «Поверх барьеров» нью-йоркского театра «Диалог», показанный в российской столице на фестивале «Мир русского театра».
– Раиса Владимировна, в Москве вы бываете не часто, а нашли время, чтобы посетить фестиваль. Что вас привело?
– Привел меня, конечно, интерес, потому что я очень скучаю по театру. И при любом возможном случае хожу в театр. Я ведь 15 лет уже не играю в спектаклях, а душа тянется.
Ничего не знала о жизни театров русского зарубежья, но была наслышана. И решила, наконец, понять, что представляет собой это явление.
– И каковы впечатления?
– Меня приятно удивило, что собираются люди, для которых театр – не основная работа. Но они настолько увлечены и так любят театр, так любят искусство, что заражают своим энтузиазмом. Я смотрела сейчас спектакль о музах Бориса Пастернака и думала: какой колоссальный исследовательский труд лежит в основе произведения. Сколько материала нужно было переворошить, чтобы история любви великого поэта вдруг ожила и зазвучала во всей своей драматической глубине. Это же уникальное совершенно явление. Совершенно на энтузиазме существующее.
И, знаете, энтузиазм подкупает, поскольку обладает своим обаянием. Ты видишь артистов, у которых болит душа, которые от всего сердца хотят рассказать тебе какую-то историю.
А еще из недавних моих впечатлений – потрясающий спектакль в Театре Маяковского «Московский хор» по Петрушевской. Просто комок стоит в горле. Там играет Женечка Симонова, Зоя Кайдановская, совершенно уникальная Таня Орлова. И этот спектакль произвел на меня ошарашивающее впечатление. Он очень тяжелый, но какое счастье, что он есть.
– В Театр сатиры, которому отдали столько лет жизни, вам удалось зайти?
– Да, я была в день открытия, на сборе труппы. Ой, как меня встречали в Театре сатиры! И Ширвиндт, и Агаев, и Васильев, и Саша Воеводин, и Зина Матросова… Вы себе не представляете. Я вдруг почувствовала себя звездой. Театр это все-таки необычайный магнит. Сколько лет живу, а разгадать его загадку я не могу.
А в Театр Вахтангова я зайти не могу. Знаете, в детстве я была уверена, что барельеф на театре – это профиль моего отца. Столько теплых воспоминаний связывает меня с этим зданием! Там прошли мое детство и юность. И потому я только лишь мимо него прошла. Очень их всех люблю, очень благодарна вахтанговцам за отношение к отцу, но пересилить себя не смогла.
ТЕГИ