В начале сентября москвичи и гости столицы получат уникальный шанс – принять участие в международном театральном путешествии. Всего за четыре дня поклонники сцены смогут побывать в русских театрах Нью-Йорка, Тель-Авива и Варшавы, не потратив при этом ни копейки на авиабилеты, и даже не воспользовавшись заграничным паспортом. От всех этих хлопот публику избавил журнал «Театрал», пригласив лучшие спектакли русских зарубежных театров в Москву. Таким образом международный фестиваль «Мир русского театра», проходивший в Берлине, откроет свои двери в столице России.
У международного фестиваля русскоязычных театров, придуманного и организованного журналом «Театрал», существовал один явный недостаток – российскому зрителю было непросто попадать на спектакли этого форума уже хотя бы потому, что они игрались вдали от России. Вначале (в 2017-м году) «Мир русского театра» проходил в Италии, а два минувших года – в Германии. Лишь самые заядлые отечественные театралы прилетали на форум, чтобы открыть для себя новые имена и яркие коллективы. Но теперь, благодаря усилиям журнала, уже сами коллективы получают возможность прилететь к зрителям, и лучшие спектакли Берлинского фестиваля можно будет увидеть в Москве. Этот своеобразный «театральный мост» откроется 4 сентября на «Симоновской сцене» театра Вахтангова спектаклем «Женщина в песках», который создан израильским русским театром «Zero». Спектакль принимал участие в берлинском фестивале 2018-го года, и был назван экспертами и публикой одной из лучших работ форума.
6 сентября на этой же сцене в Театре Вахтангова дважды будет показан прекрасный спектакль «Ласточка» варшавского театра «ОК». А 7 сентября уже на сцене Театра МОСТ, который стал партнером журнала «Театрал» в этом проекте, можно будет увидеть замечательную работу литературного театра «Диалог» из Нью-Йорка – «Поверх барьеров».
Представляем вам участников «театрального моста».
«Женщина в песках». Кобо Абэ
Театр «Zero» (Израиль, Тель-Авив)
Где: Симоновская сцена Театра им. Вахтангова, 4-5 сентября
Почти 20 лет назад несколько артистов переехали в Израиль. Там они разошлись по разным творческим проектам, но желание создать что-то свое и самореализоваться в собственном театральном пространстве заставило их объединиться. Так, буквально на пустом месте появился театр «Zero». Началось все со спектакля «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ, а теперь в репертуаре театра 35 постановок и гигантский фестивальный опыт. За 16 лет работы коллектив объехал Россию, Данию, Венгрию, Германию и еще множество других стран.
На фестивале в Москве Олег Родовильский и Мария Белявцева, основатели «Zero», представят спектакль, с которого начинался театр, ставший уже легендарным, «Женщина в песках». Задумка постановки пришла к Олегу Родовильскому еще в студенческие годы, когда он впервые прочитал роман. Уже тогда будущий режиссер увидел его сценический потенциал и мечтал поставить по нему спектакль.
Постановка «Женщина в песках» расскажет экзотическую японскую притчу об энтомологе-любителе, который попал в плен к местным жителям, вынужденным спасать свою деревню от вечно прибывающего песка. Помимо трогательной любовной истории, спектакль полюбился зрителям благодаря удивительной игре света, необычной сценографии и пластической технике актеров, что оказалось не менее важным, чем всего лишь сценическая интерпретация известного романа.
«Ласточка». По мотивам рассказа Тургенева
Театр «ОК» (Польша, Варшава)
Где: Симоновская сцена Театра им. Вахтангова, 6 сентября
Изначально театр Жанны Герасимовой не имел даже своего пространства. Был лишь чистый энтузиазм, который позволил творческой группе создать спектакль «Ласточка» по мотивам рассказа «Живые мощи» из цикла «Записки охотника» Ивана Тургенева. Первые репетиции проходили в католическом храме с разрешения настоятеля. Все приходилось делать самим – вырезать декорации и шить костюмы. Творчество труппы заинтересовало профессиональные театры Восточной Европы.
«Ласточка» оказалась в репертуаре театра «Прага», стала его визитной карточкой. Но Жанна Герасимова не готова была запирать спектакль на одной сцене, ей хотелось пустить «Ласточку» в свободный полет по стране. Так «ОК» стал путешествовать, получал новые пространства и покидая их. В конце концов, театр приютил польский Дом культуры.
«Ласточка» — это музыкальная драма Жанны Герасимовой, в которой русский фольклор, языческие и христианские мотивы и старославянские песни, переплетаются с фантасмагорическим сюжетом о парализованной девушке. В своем одиночестве она вынуждена обрести друга в собственном Альтер эго – духе-двойнике, который приходит к ней во снах. Мир спектакля прекрасен звучащей музыкой, датированной началом XII века, и живописными красками русских художников.
«Поверх барьеров». Документальный спектакль
Литературный театр «Диалог» (США, Нью-Йорк)
Где: театр «МОСТ», 7 сентября
Этот театр был рожден в 2003 году из праздничного мероприятия в Нью-Йоркской публичной библиотеке, организованного Ириной Волкович и посвященного 300-летию Санкт-Петербурга. Праздничный вечер произвел большое впечатление на американскую публику, о нем написали The New York Times и The New Yorker, а сама библиотека не захотела расставаться с таким замечательным коллективом. Так, на ее базе появился театр «Диалог», где под собеседниками имеются в виду Россия и США, русская и американская культуры.
Благодаря доступу к второй по величине библиотеке США с крупнейшими собраниями книг и архивов, театр стал ставить спектакли на стыке литературного и документального жанров. Сценарии Ирины Волкович включают в себя не только художественные произведения, но и фрагменты нобелевских речей русских лауреатов премии, мемуарные записи писателей. Сегодня «Диалог» заметно вырос, сменил рабочее пространство на Офф-Бродвейский театр и театральную студию на Бродвее, но продолжил работать с документальными материалами всемирно известных русских писателей.
В Москву Ирина Волкович привезет постановку «Поверх барьеров». В В основе сценария письма, воспоминания, поэзия Бориса Пастернака и Ольги Ивинской, отрывки из романа Доктор Живаго. Режиссер лично встречалась с Ириной в Париже и собирала уникальный исторический материал.
«Поверх барьеров» – это взгляд на сложную судьбу великого русского поэта и писателя, нобелевского лауреата Бориса Пастернака глазами трех его возлюбленных — его первой жены Евгении Лурье, второй – Зинаиды Нейгауз и Ольги Ивинской. Близкие люди гения проходят через те же испытания, что и он сам, открывая зрителю неожиданного Бориса Пастернака…