Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. директора театра МОСТ Марианна Лемешко.
– Журнал существует уже 15 лет, – говорит Валерий Яков. – Это одно из основных театральных изданий России, которое рассказывает о премьерах и легендарных спектаклях, о новых тенденциях и проблемах театрального цеха, о знаменитых актерах и работниках закулисья. То есть «Театрал» дает читателю хороший ориентир: рубрики позволяют следить за громкими новостями, за жизнью закулисья, за жизнью театров в России и за рубежом.
Кроме того, «Театрал» это не только печатное издание, но это и сайт, и группы в соцсетях, где у нас много подписчиков. И, конечно же, «Театрал» это и целый ряд проектов, которые мы ведем.
Скоро, 15 апреля, в киноклубе «Эльдар» состоится очередной вечер, героями которого станут лауреаты премии «Звезда Театрала». Эти вечера возникли шесть лет назад по инициативе Эльдара Рязанова и проводятся каждый год весной. На сей раз мероприятие будет приурочено еще и к 15-летию журнала.
Нашими гостями станут Евгений Писарев, Марк Розовский и Александра Урсуляк, а целый ряд театров выступит с поздравительными номерами. В их числе – «Ленком», РАМТ, Театр оперетты, Театр кукол Образцова, Театр Пушкина, Театр Вахтангова и театр «У Никитских ворот»… Вечер состоится 15 апреля в 19 часов. Билеты продаются в кассе киноклуба «Эльдар». Приходите, будем рады!
Как я уже сказал, героями этих вечеров становятся лауреаты премии «Звезда Театрала». Это ежегодная интернет-премия зрительских симпатий. Суть ее заключается в том, что зрители на протяжении сезона сами номинируют премьерные работы, затем летом на основе поступивших заявок формируется лонг-лист и начинается голосование (лауреатов награждают в первый понедельник декабря на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова). Поскольку это Интернет (и никаких границ нет), то голосуют не только из России, но со всего мира.
Опираясь на это, мы сделали несколько лет назад номинацию «Лучший театр русского зарубежья», нацеленную на то, чтобы поддержать те коллективы, которые работают, популяризируют русский язык вдалеке от России. Так, лауреатами премии становились Русский театр им. Грибоедова из Тбилиси, театр «Балаганчик» из Турина, Театр русской драмы из Вашингтона и театр Zero из Тель-Авива.
Но мы на этом не успокоились и решили создать фестиваль «Мир русского театра», куда приглашаем театры дальнего зарубежья. В первый раз мы провели его в Италии в 2017 году. В прошлом году он прошел уже в Берлине, и его участниками стали театры из Лондона, Нью-Йорка, Тель-Авива, Копенгагена, Эрлангена, Цюриха и т.д. Заявок было очень много. Мы поняли, что нужно создать экспертный совет. И в этом году экспертный совет отобрал театры для участия в предстоящем фестивале, который пройдет снова в Берлине с 6 по 9 июня.
А благодаря театру МОСТ нам удалось этот мост построить. Дело в том, что в прошлом году на его сцене уже проходили гастроли одного из первых участников нашего фестиваля – театра Steps (Канада) под руководством Славы Степнова. И в нынешнем году три спектакля фестиваля мы привезем в Москву. Это спектакль «Ласточка» польского театра «ОК», «Женщина в песках» израильского Zero и «Поверх барьеров» (о жизни Бориса Пастернака) литературного театра «Диалог» из Нью-Йорка.
После этого модератор встречи Марианна Лемешко предоставила слово члену экспертного совета фестиваля, профессору Школы-студии МХАТ Ольге Егошиной:
– Я слушаю и думаю: вот со стороны кажется всё просто-просто: сделали интернет-премию, появился фестиваль, наиболее интересные спектакли привозят в Москву… А на самом деле, за этим стоит огромная работа и очень значимая.
Фестиваль притягивает особую публику, поскольку помимо политики, помимо всего должны быть точки взаимного притяжения, которые мы просто недооцениваем. Потому что очень много соотечественников, которые хотят не чувствовать себя оторванными от материка, не чувствовать себя полярниками в Антарктиде (в одной только Германии порядка 5 млн русских).
Для театров очень важно понять, что они не одни. Приехавшие критики обсуждали спектакли (если русский театр экзотика, то русский критик – совсем экзотика). Но главными были не наши слова о них (хотя они были очень нам благодарны), главным было для них – обменяться опытом, посмотреть, как они работают: что делают, как формируют репертуар, как строят взаимоотношения с властями, с публикой. Мы все в Москве жалуемся, как тяжело вести театр, искать финансирование и т.д. Но если бы наши театральные деятели послушали, как живут их коллеги в дальнем зарубежье, – то это очень взбодрило бы.
На одной из встреч мы разбираем спектакль из Эрлангена, а потом выясняем кто эти люди. И оказывается, что все эти актеры для того, чтобы играть, еще где-то работают. А актер, к которому мы имеем претензии, это вообще-то дальнобойщик и в свободное от работы время репетирует и играет на полном серьезе, на разрыв аорты.
Когда-то очень давно, когда Всеволод Мейерхольд затеял свое Товарищество новой драмы и они ездили по краям и весям, играли спектакли в примитивных декорациях (всё было из подбора), туда попал Немирович-Данченко. И вот после спектакля смущенный Мейерхольд подсаживается к своему учителю: мол, да, конечно, у нас много недоработок, Немирович говорит: «Наших бы мхатовских так погонять!»
Иными словами, люди занимаются театром, потому что не могут им не заниматься.
Фестиваль помогает с другой точки зрения взглянуть на профессию. В первый год своего существования он держался на энтузиазме Валерия Якова. Потом подключились новые люди. А на третий появился экспертный совет, и я смотрю, как растет количество заявок. Они начинают приходить отовсюду. Начинает работать то самое международное сарафанное радио…
Значит это важно, нужно и театры русского зарубежья не хотят терять связи с Россией. Если в первый год они были озабочены: мол, скажите в России, что мы есть. То сейчас стремятся уже не столько заявить о себе, сколько поделиться опытом. Вот этот привоз театров в Москву – невероятно разумная идея. Они попадут в ту самую среду, во имя которой работают, встроятся в общий контекст.